Исследование кредитоспособности клиента банка является целью принятия решения о выдаче ему кредита, а так же определения самих условий кредитования, поэтому исследование факторов, влияющих на уровень финансовых результатов организации, в целях оценки ее кредитоспособности представляется значимым и актуальным.
Прибыль не только является источником формирования финансовых ресурсов, но и дает предприятию возможность повышать свою конкурентоспособность за счет оказания более качественных услуг, обновления основных средств, подвижного состава, внедрения новых технологий продажи билетов, организации расчетов с крупными заказчиками, а также улучшения логистики.
Источником информации для оценки и анализа показателей финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов выступают данных отчета о финансовых результатах. Именно в этой форме бухгалтерской (финансовой) отчетности отражены значения всех показателей финансовых результатов предприятия. Для более углубленного анализа с применением коэффициентного метода используются данные бухгалтерского баланса и пояснений к нему.
Основная часть
Факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты деятельности экономических субъектов представлены на рисунке 1.
Общая система факторов, оказывающих влияние на финансовые результаты деятельности экономических субъектов
Разберем более детально внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты деятельности экономических субъектов.
1.1 Поставщики и потребители. Данная группа внешнего окружения представляет собой контрагентов, от которых зависят поставки сырья и материалов, выполнение работ по настройке и подготовке оборудования, выполнение и соблюдение сроков осуществления различных видов работ. Кроме того, поставщики устанавливают цену на свою продукцию, утверждают условия ее поставки, влияют на логистическую цепочку. Потребители продукции это те, кто ее приобретает у предприятия, потребитель может быть только конечным, т.е. на котором процесс продажи конкретного вида продукции прекращается. Покупатель же может быть как оптовым, так и розничным. Соответственно разница между этими категориями заключается в объемах приобретаемой продукции. Уровень соблюдения финансовой дисциплины, а так же сама платежеспособность покупателей оказывает прямое влияние на объемы закупок, что отражается на финансовых результатах [2, с. 10].
1.2 Конкуренты. Особо важный и значимый фактор, на который нужно обращать внимание при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Высоко конкурентные отрасли предполагают более низкую маржу прибыли и рентабельности по сравнению с низко конкурентными отраслями и рынками.
1.3 Правительственные учреждения. Правительство регулирует и устанавливает уровень налоговых ставок и пошлин, а дополнительные расходы на такие платежи, ведут к сокращению прибыли компаний. При этом правительственные учреждения также являются и потребителями продукции некоторых компаний, через систему муниципальных закупок, в связи с чем, наблюдается прямая зависимость прибыльности таких компаний и объемов муниципальных закупок [4, с. 96].
1.4 Финансовые учреждения. К финансовым учреждениям относятся банки и иные кредитные организации. Уровень ставок кредитования так же влияет на уровень расходов компаний – кредиторов, что в итоге сказывается на показателях прибыли.
1.5 Источники трудовых ресурсов. По большей части, в данном случае, речь идет о производительности труда, уровень которой зависит от качества рабочей силы, а качество рабочей силы, как следствие от источников привлечения персонала.
2.1 Производственные. Уровень технологий, автоматизации и компьютеризации производственного процесса, системы логистики, системы управления персоналом, управления системой сбыта и закупок, являются факторами, которые формируют количество и качество реализуемой продукции.
2.2 Непроизводственные. Коммерческие расходы, прочие расходы, чрезвычайные расходы, также проявляют существенное влияние на формирование финансовых результатов [1, с. 219].
В итоге, можно с уверенностью сказать, что для повышения прибыли предприятиям необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты.
В связи, с чем можно выделить следующие направления повышения прибыли предприятия:
- улучшение финансовых и партнерских взаимоотношений с покупателями и поставщиками;
- повышение уровня конкурентоспособности продукции и самого предприятия;
- оптимизация системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки;
- привлечение более качественных трудовых ресурсов;
- совершенствование производственного процесса;
- применение новых технологий во всех сферах деятельности предприятия;
- формирование долгосрочной стратегии развития бизнеса и другие.
Выделим факторы, влияющие на уровень финансовых результатов организации, в целях оценки кредитоспособности клиента банка и последующего управления ею.
Таким образом, уровень финансовой устойчивости, ликвидности баланса, а так же платежеспособности предприятия и структура его капитала, оказывают влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта, а следовательно, выступают в роли факторов при оценке его кредитоспособности.
Заключение
Финансовые результаты деятельности предприятия выступают важнейшими показателями, характеризующими результаты его производственной, сбытовой, торговой, инвестиционной, финансовой и других видов деятельности.
К факторам общего характера, влияющим на формирование финансовых результатов, можно отнести внутреннюю и внешнюю среду предприятия. В то же время, в рамках оценки кредитоспособности, банку следует руководствоваться таким аспектами, как финансовая устойчивость, ликвидности баланса, а так же платежеспособность предприятия и структура его капитала
Современное состояние жилищно – коммунального хозяйства и особенности управления его развитием на муниципальное уровне, требует особого внимания и реформирования с целью повышения эффективности функционирования всего комплекса ЖКХ в нашей стране.
Содержание:
1. Что такое ЖКХ и какого его значение?
3. Основные направления контроля в ЖКХ
4. Основные направления реформ в ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) можно охарактеризовать как одну из ключевых отраслей экономики, поскольку, во- первых, данная отрасль обеспечивает население и субъекты хозяйствования необходимыми для жизни и деятельности услугами, а во-вторых, по причине масштабности и разнообразия протекающих в ней экономических процессов, является одной из самых сложнейших сфер регулирования. ЖКХ представляет собой многоотраслевой комплекс, на развитие которого оказывают влияние финансовые, технические, экономические, социальные и управленческие факторы.
Жилищно-коммунальное хозяйство, согласно мнению В.В. Переверзева представляет «многоотраслевой комплекс, обеспечивающий население услугами, необходимыми в повседневной жизни, оказывающий влияние на социальную стабильность общества. Вместе с тем уровень развития жилищно-коммунального хозяйства России все еще остается неудовлетворительным».
Под ЖКХ, как отмечает Ю.Ф. Симионов, понимается «совокупность отраслей, обеспечивающих деятельность инженерной инфраструктуры зданий, имеющих разное назначение, удобное и комфортное нахождение в них граждан путем оказания им различного вида жилищно-коммунальных услуг».
Значение жилищно – коммунального хозяйства, а в частности его состояния и эффективности оказания жилищно – коммунальных услуг на территории муниципального образования, не взывает сомнений. Прежде всего, это обусловлено социальной составляющей данной отрасли, выраженной в качественной и комфортной жизни населения муниципалитетов.
Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития.
{loadmoduleid 111}
Жилищно – коммунальное хозяйство включает два основных элемента:
1) жилищное хозяйство, подразумевающее виды деятельности по эксплуатации дома (жилищное строительство, содержание жилого фонда, проведение капитального ремонта жилого помещения и т. д.);
2) коммунальное хозяйство, связанное с обеспечением жилья природными и энергетическими ресурсами (транспортное хозяйство, хозяйство внешнего благоустройства, водоснабжение и водоотведение, энергетическое хозяйство, газоснабжение, электроснабжение, санитарно-технические службы и предприятия, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и т. д.).
Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Рисунок 1 - Состав жилищно – коммунального хозяйства (составлено автором)
Сфера управления структуры ЖКХ содержит в себе жилые дома и общественные строения, и компании различной сферы деятельности (эксплуатационные, ремонтно-строительные, транспортные и др.) Компании жилищного строительства и хозяйства являются ведущими отраслями в данной сфере. Перед органами местного самоуправления стоят достаточно простые задачи: обеспечить жителей холодной и горячей водой, электричеством, отоплением и другими жилищными благами. Выполнение данных задач напрямую зависит от эффективности деятельности управляющих органов.
Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу является главным управляющим органом, в сферу полномочий которого входит контроль и регулировка работы ЖКХ.
В субъектах РФ объектами жилищного фонда руководят соответствующие структуры, которые выполняют задачи по регистрации договоренностей с жилыми домами, выпиской ордеров, приватизацией, учетом нуждающихся семей в улучшении жилья, так же осуществляют контроль над деятельностью в области ЖКХ и т.д. Первичными органами управления жилищным хозяйством являются ЖЭО (жилищно-эксплуатационные организации). Также ЖЭО могут существовать в форме жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ), ремонтно-эксплуатационных участков (РЕУ) и пр.
{loadmoduleid 112}
Управляющая компания – это организация, которая производит: обслуживание, ремонт, организацию оплаты за тепло и свет, а также проводит проверки. Может обслуживать один или несколько жилых домов. Управляющие организации стали появляться после 2005 года, когда началась реформа ЖКХ. Изначально к организациям не предъявлялось никаких требований, взять многоквартирный дом в управление могла любая организация. Очень быстро стало понятно, что такой подход неоправдан: управление домом – сложный процесс, доверять его неизвестным компаниям неоправданно. Вплоть до 2014 года обсуждалось две идеи: заставить организации вступать в саморегулируемые организации или ввести лицензирование. В итоге власти остановились на втором варианте. Лицензирование, по задумке властей, должно было очистить рынок управляющих организаций от непрофессиональных компаний. Так появилось лицензирование управляющих организаций.
Управляющая компания ЖКХ имеет некоторые права и обязанности, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Те, обязанности в доме, которые на себя возьмет та или иная управляющая организация при заключении договора, должны быть в нем прописаны. В таком случае договор может содержать следующие виды обязанностей:
- проведение подготовки дома к новому сезону;
- коммунальные услуги, их тарификация, ремонт или замена систем водоснабжения: труб, счетчиков, а также систем электросетей;
- капитальный, косметический сезонный ремонт;
- уборка дворовых территорий, подъездов, лифтов, поддержание чистоты;
- организация проведения других ремонтных работ, связанных с установленным в доме оборудованием, к примеру, лифтовым;
- оформление справок для собственников жилья, предоставление полной отчетности, а также выставление счетов согласно тарификации за коммунальные услуги.
Помимо этого, устанавливается и стоимость оказания услуг со стороны компании. Все это обговаривается на общедомовом собрании собственников и жильцов. Все услуги, которые компания готова предоставлять и их расценки обычно озвучиваются на общедомовых собраниях, а жители, в свою очередь, решают нужно ли им это. Когда владельцы квартир определяются с выбором, то составляется договор с собственниками, на основании которого и ведется предоставление услуг. Дополнительно управляющие организации могут заниматься, к примеру, вывозом крупногабаритного мусора несколько раз в месяц.
Есть несколько уровней государственных органов, совокупность которых контролирует работу управляющих компаний в сфере ЖКХ. Для этого устраиваются проверки, связанные с выявлением качества выполнения работ, как со стороны управления дома, так и из местного (муниципального) уровня. Делается это с целью выявления недочетов в работе и их устранения. Когда происходит проверка со стороны государственных органов, то они проверяют все от стоимости коммунальных услуг, до их качества и так далее.
Общественный контроль в ЖКХ нужен для решения тех же задач, что и в других сферах деятельности. Его развитие приведет к улучшению качества предоставляемых пользователям жилищных услуг и максимальной защите их прав.
{loadmoduleid 113}
Для осуществления общественного надзора в регионах создаются специальные центры, которые объединяются в общую сеть. Они следят за тем, как управляющие организации:
- исполняют свои обязанности;
- рассматривают поступающие от граждан обращения;
- предоставляют профессиональное консультирование;
- оказывают помощь необходимой квалификации.
Региональные центры занимаются методической поддержкой, в результате чего в субъектах федерации появляются образовательные программы для собственников жилья. Обычно через них доводится информация об управлении жилищными объектами. Центры работают вместе с региональными властями и занимаются подготовкой общественных инспекторов. С последними некоторые УК наверняка сталкивались. Эти инспекторы контролируют деятельность управляющих организаций и исполнение написанных для ЖКХ законов.
Центры общественного надзора в регионах следят за выполнением программы капитального ремонта, а также оценивают удовлетворенность граждан его качеством. Кроме этого, они составляют рейтинги информационной открытости действующих в регионах операторов. Те, кто способен держать под контролем соблюдение перечисленных выше параметров, называются субъектами общественного надзора в ЖКХ.
Контролирующими функциями наделяются различные независимо работающие органы. В первую очередь, мы говорим об общественных палатах всех уровней (от РФ до муниципалитета) и общественных советах при власти на уровне федерации и региона. Общие принципы их деятельности описываются в ФЗ-212 от 21 июля 2014 года, с изменениями вступившими в силу 27 декабря 20186 года. Кроме того, сюда входят прочие структуры, занимающиеся общественным контролем в сфере ЖКХ:
- общественные инспекции;
- группы общественного надзора;
- наблюдательные комиссии и так далее.
Приоритетные направления реформирования сферы ЖКХ определены в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
В числе таких направлений этот документ предусматривает:
1) создание условий для развития конкурентной среды и организации управления и обслуживания жилищного фонда в процессе взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ. В настоящее время 81,3% существующего жилищного фонда находится в частной собственности. Это обстоятельство стимулирует собственников жилья с большей ответственностью походить к выбору форм управления жилищным фондом. Не случайно собственники жилья более 1 млн многоквартирных домов (МКД) активно участвуют в различных структурах, занятых управлением и эксплуатацией жилищного фонда;
2) использование механизмов государственно-частного партнерства и увеличение объемов государственного (муниципального) имущества, передаваемого в управление, аренду, концессию и на основе других правовых форм экономическим субъектам сферы ЖКХ ;
3) внедрение инновационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие экономических субъектов сферы ЖКХ;
4) привлечение внебюджетных инвестиций для проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры сферы ЖКХ с целью повышения качества предоставляемых ЖКУ и экономии всех видов потребляемых ресурсов и энергии;
5) внедрение систем учета фактических объемов потребления ЖКУ и коммунальных ресурсов для их экономии и снижения расхода тепловой и электрической энергии собственниками жилья за счет повышения доли обеспечения МКД общедомовыми и индивидуальными приборами учета расхода всех видов ресурсов и энергии.
Основные направления реформ ЖКХ в России, графически можно представить на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные направления реформ ЖКХ
Для реализации указанных выше приоритетных направлений необходимо использовать программно-целевой метод. Его применение позволит получить мультипликативный эффект за счет объединения отдельных мероприятий Комплексной программы, а так же внедрения инновационных механизмов взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ.
Наиболее глобальная реформа ЖКХ произошла в 2005 году, подкрепленная «Постановлением правительства № 491». Именно тогда было принято окончательное решение о полной передачи всего домового имущества и придомовой территории на обеспечение самих жильцов (самообеспечение). Тем самым, государство полностью передало сферу ЖКХ в частные руки, сняв с себя ответственность за формирование тарифов и качества услуг. То есть сегодняшние ЖКХ компании это частные предприятия, оказывающие услуги жильцам. Это привело к формированию товариществ собственников жилья (далее - «ТСЖ»), которые уже подчиняются городскому комитету «ЖКХ».
Сфера жилищно-коммунального хозяйства в России, остается технически отсталой сферой экономики со многими нерешенными проблемами. Связан этот комплекс проблем, прежде всего, с невысоким объемом реальных доходов, низким уровнем платежеспособности населения.
Потребители ограничены в возможностях контролировать объем и качество предоставляемых коммунальных услуг, выбирать цену и даже отказаться от таких услуг. ЖКХ продолжает «поглощать» средства, энергию, ресурсы, но остается не способной предоставлять надлежащего качества услуги населению. Отрасль требует не «точечных» ремонтов, а системного реформирования. Во-первых, в постоянном совершенствовании нуждается нормативно-правовая база функционирования отрасли. Во –вторых, повышение качества услуг требует коренного технического переоснащения ЖКХ, что нельзя сдвинуть с места без инвестиций.
{loadmoduleid 107}
Комплексное совершенствование системы управления инновациями в сфере ЖКХ представляет собой процесс, направленный на повышение уровня удовлетворения потребностей жителей в жилищно-коммунальных услугах. Группировка основных факторов, влияющих на этот процесс и оказывающих влияние на принятие управленческих решений при определении приоритетных отраслей и видов деятельности ЖКХ, обладающих инновационно-инвестиционной привлекательностью, приведена на рисунке 3.