Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ

 

Современное состояние жилищно – коммунального хозяйства и особенности управления его развитием на муниципальное уровне, требует особого внимания и реформирования с целью повышения эффективности функционирования всего комплекса ЖКХ в нашей стране.

Содержание:

1. Что такое ЖКХ и какого его значение?

2. Элементы ЖКХ и его состав

3. Основные направления контроля в ЖКХ 

4. Основные направления реформ в ЖКХ

 

1. Что такое ЖКХ и какого его значение?

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) можно охарактеризовать как одну из ключевых отраслей экономики, поскольку, во- первых, данная отрасль обеспечивает население и субъекты хозяйствования необходимыми для жизни и деятельности услугами, а во-вторых, по причине масштабности и разнообразия протекающих в ней экономических процессов, является одной из самых сложнейших сфер регулирования. ЖКХ представляет собой многоотраслевой комплекс, на развитие которого  оказывают влияние финансовые, технические, экономические, социальные и управленческие факторы.

Жилищно-коммунальное хозяйство, согласно мнению В.В. Переверзева представляет «многоотраслевой комплекс, обеспечивающий население услугами, необходимыми в повседневной жизни, оказывающий влияние на социальную стабильность общества. Вместе с тем уровень развития жилищно-коммунального хозяйства России все еще остается неудовлетворительным».

Под ЖКХ, как отмечает Ю.Ф. Симионов, понимается «совокупность отраслей, обеспечивающих деятельность инженерной инфраструктуры зданий, имеющих разное назначение, удобное и комфортное нахождение в них граждан путем оказания им различного вида жилищно-коммунальных услуг».

Значение жилищно – коммунального хозяйства, а в частности его состояния и эффективности оказания жилищно – коммунальных услуг на территории муниципального образования, не взывает сомнений. Прежде всего, это обусловлено социальной составляющей данной отрасли, выраженной в качественной и комфортной жизни населения муниципалитетов.

Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно  с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития.  

 

2. Элементы ЖКХ и его состав

 

Жилищно – коммунальное хозяйство включает два основных элемента:

1) жилищное хозяйство, подразумевающее виды деятельности по эксплуатации дома (жилищное строительство, содержание жилого фонда, проведение капитального ремонта жилого помещения и т. д.);

2) коммунальное хозяйство, связанное с обеспечением жилья природными и энергетическими ресурсами (транспортное хозяйство, хозяйство внешнего благоустройства, водоснабжение и водоотведение, энергетическое хозяйство, газоснабжение, электроснабжение, санитарно-технические службы и предприятия, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и т. д.).

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Жилищно-коммунальное хозяйство

Рисунок 1 - Состав жилищно – коммунального хозяйства (составлено автором)

Сфера управления структуры ЖКХ содержит в себе жилые дома и общественные строения, и компании различной сферы деятельности (эксплуатационные, ремонтно-строительные, транспортные и др.) Компании жилищного строительства и хозяйства являются ведущими отраслями в данной сфере. Перед органами местного самоуправления стоят достаточно простые задачи: обеспечить жителей холодной и горячей водой, электричеством, отоплением и другими жилищными благами. Выполнение данных задач напрямую зависит от эффективности деятельности управляющих органов.

Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу является главным управляющим органом, в сферу полномочий которого входит контроль и регулировка работы ЖКХ.

В субъектах РФ объектами жилищного фонда руководят соответствующие структуры, которые выполняют задачи по регистрации договоренностей с жилыми домами, выпиской ордеров, приватизацией, учетом нуждающихся семей в улучшении жилья, так же осуществляют контроль над деятельностью в области ЖКХ и т.д. Первичными органами управления жилищным хозяйством являются ЖЭО (жилищно-эксплуатационные организации). Также ЖЭО могут существовать в форме жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ), ремонтно-эксплуатационных участков (РЕУ) и пр.

 

3. Основные направления контроля в ЖКХ 

Управляющая компания – это организация, которая производит: обслуживание, ремонт, организацию оплаты за тепло и свет, а также проводит проверки. Может обслуживать один или несколько жилых домов. Управляющие организации стали появляться после 2005 года, когда началась реформа ЖКХ. Изначально к организациям не предъявлялось никаких требований, взять многоквартирный дом в управление могла любая организация. Очень быстро стало понятно, что такой подход неоправдан: управление домом – сложный процесс, доверять его неизвестным компаниям неоправданно. Вплоть до 2014 года обсуждалось две идеи: заставить организации вступать в саморегулируемые организации или ввести лицензирование. В итоге власти остановились на втором варианте. Лицензирование, по задумке властей, должно было очистить рынок управляющих организаций от непрофессиональных компаний. Так появилось лицензирование управляющих организаций.

Управляющая компания ЖКХ имеет некоторые права и обязанности, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Те, обязанности в доме, которые на себя возьмет та или иная управляющая организация при заключении договора, должны быть в нем прописаны. В таком случае договор может содержать следующие виды обязанностей:

- проведение подготовки дома к новому сезону;

- коммунальные услуги, их тарификация, ремонт или замена систем водоснабжения: труб, счетчиков, а также систем электросетей;

- капитальный, косметический сезонный ремонт;

- уборка дворовых территорий, подъездов, лифтов, поддержание чистоты;

- организация проведения других ремонтных работ, связанных с установленным в доме оборудованием, к примеру, лифтовым;

- оформление справок для собственников жилья, предоставление полной отчетности, а также выставление счетов согласно тарификации за коммунальные услуги.

Помимо этого, устанавливается и стоимость оказания услуг со стороны компании. Все это обговаривается на общедомовом собрании собственников и жильцов. Все услуги, которые компания готова предоставлять и их расценки обычно озвучиваются на общедомовых собраниях, а жители, в свою очередь, решают нужно ли им это. Когда владельцы квартир определяются с выбором, то составляется договор с собственниками, на основании которого и ведется предоставление услуг. Дополнительно управляющие организации могут заниматься, к примеру, вывозом крупногабаритного мусора несколько раз в месяц.

Есть несколько уровней государственных органов, совокупность которых контролирует работу управляющих компаний в сфере ЖКХ. Для этого устраиваются проверки, связанные с выявлением качества выполнения работ, как со стороны управления дома, так и из местного (муниципального) уровня. Делается это с целью выявления недочетов в работе и их устранения. Когда происходит проверка со стороны государственных органов, то они проверяют все от стоимости коммунальных услуг, до их качества и так далее.

Общественный контроль в ЖКХ нужен для решения тех же задач, что и в других сферах деятельности. Его развитие приведет к улучшению качества предоставляемых пользователям жилищных услуг и максимальной защите их прав.

Для осуществления общественного надзора в регионах создаются специальные центры, которые объединяются в общую сеть. Они следят за тем, как управляющие организации:

- исполняют свои обязанности;

- рассматривают поступающие от граждан обращения;

- предоставляют профессиональное консультирование;

- оказывают помощь необходимой квалификации.

Региональные центры занимаются методической поддержкой, в результате чего в субъектах федерации появляются образовательные программы для собственников жилья. Обычно через них доводится информация об управлении жилищными объектами. Центры работают вместе с региональными властями и занимаются подготовкой общественных инспекторов. С последними некоторые УК наверняка сталкивались. Эти инспекторы контролируют деятельность управляющих организаций и исполнение написанных для ЖКХ законов.

Центры общественного надзора в регионах следят за выполнением программы капитального ремонта, а также оценивают удовлетворенность граждан его качеством. Кроме этого, они составляют рейтинги информационной открытости действующих в регионах операторов. Те, кто способен держать под контролем соблюдение перечисленных выше параметров, называются субъектами общественного надзора в ЖКХ.

Контролирующими функциями наделяются различные независимо работающие органы. В первую очередь, мы говорим об общественных палатах всех уровней (от РФ до муниципалитета) и общественных советах при власти на уровне федерации и региона. Общие принципы их деятельности описываются в ФЗ-212 от 21 июля 2014 года, с изменениями вступившими в силу 27 декабря 20186 года. Кроме того, сюда входят прочие структуры, занимающиеся общественным контролем в сфере ЖКХ:

- общественные инспекции;

- группы общественного надзора;

- наблюдательные комиссии и так далее.

Приоритетные направления реформирования сферы ЖКХ определены в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

В числе таких направлений этот документ предусматривает:

1) создание условий для развития конкурентной среды и организации управления и обслуживания жилищного фонда в процессе взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ. В настоящее время 81,3% существующего жилищного фонда находится в частной собственности. Это обстоятельство стимулирует собственников жилья с большей ответственностью походить к выбору форм управления жилищным фондом. Не случайно собственники жилья более 1 млн многоквартирных домов (МКД) активно участвуют в различных структурах, занятых управлением и эксплуатацией жилищного фонда;

2) использование механизмов государственно-частного партнерства и увеличение объемов государственного (муниципального) имущества, передаваемого в управление, аренду, концессию и на основе других правовых форм экономическим субъектам сферы ЖКХ ;

3) внедрение инновационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие экономических субъектов сферы ЖКХ;

4) привлечение внебюджетных инвестиций для проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры сферы ЖКХ с целью повышения качества предоставляемых ЖКУ и экономии всех видов потребляемых ресурсов и энергии;

5) внедрение систем учета фактических объемов потребления ЖКУ и коммунальных ресурсов для их экономии и снижения расхода тепловой и электрической энергии собственниками жилья за счет повышения доли обеспечения МКД общедомовыми и индивидуальными приборами учета расхода всех видов ресурсов и энергии.

 

4. Основные направления реформ в ЖКХ

Основные направления реформ ЖКХ в России, графически можно представить на рисунке 2.

Реформы ЖКХ

Рисунок 2 - Основные направления реформ ЖКХ 

 

Для реализации указанных выше приоритетных направлений необходимо использовать программно-целевой метод. Его применение позволит получить мультипликативный эффект за счет объединения отдельных мероприятий Комплексной программы, а так же внедрения инновационных механизмов взаимодействия экономических субъектов сферы ЖКХ.

Наиболее глобальная реформа ЖКХ произошла в 2005 году, подкрепленная «Постановлением правительства № 491». Именно тогда было принято окончательное решение о полной передачи всего домового имущества и придомовой территории на обеспечение самих жильцов (самообеспечение). Тем самым, государство полностью передало сферу ЖКХ в частные руки, сняв с себя ответственность за формирование тарифов и качества услуг. То есть сегодняшние ЖКХ компании это частные предприятия, оказывающие услуги жильцам. Это привело к формированию товариществ собственников жилья (далее - «ТСЖ»), которые уже подчиняются городскому комитету «ЖКХ».

Сфера жилищно-коммунального хозяйства в России, остается технически отсталой сферой экономики со многими нерешенными проблемами. Связан этот комплекс проблем, прежде всего, с невысоким объемом реальных доходов, низким уровнем платежеспособности населения.

Потребители ограничены в возможностях контролировать объем и качество предоставляемых коммунальных услуг, выбирать цену и даже отказаться от таких услуг. ЖКХ продолжает «поглощать» средства, энергию, ресурсы, но остается не способной предоставлять надлежащего качества услуги населению. Отрасль требует не «точечных» ремонтов, а системного реформирования. Во-первых, в постоянном совершенствовании нуждается нормативно-правовая база функционирования отрасли. Во –вторых, повышение качества услуг требует коренного технического переоснащения ЖКХ, что нельзя сдвинуть с места без инвестиций.

Комплексное совершенствование системы управления инновациями в сфере ЖКХ представляет собой процесс, направленный на повышение уровня удовлетворения потребностей жителей в жилищно-коммунальных услугах. Группировка основных факторов, влияющих на этот процесс и оказывающих влияние на принятие управленческих решений при определении приоритетных отраслей и видов деятельности ЖКХ, обладающих инновационно-инвестиционной привлекательностью, приведена на рисунке 3.