Методы исследования процедуры отбора и найма персонала

С целью анализа системы отбора персонала в организации можно использовать следующие научные методы исследования:

- наблюдение;

- анализ документов;

- опрос (анкетный опрос);

- интервью.

Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками.

Наблюдением называется такой способ, при котором непосредственно изучается явление, в тех условиях, в которых протекает непосредственный изучаемый процесс.

Метод наблюдения, рассматривают как самостоятельный, но чаще всего данный метод используется в сочетании с другими методами, например, с эксперементом.

На основе наблюдения, делаются выводы о тех или иных психических процессах, которые проистекают у тех или иных сотрудников. Менеджеры используют два вида наблюдения – сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Анализ документов. Под документами в организационном поведении понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах.

По форме, в которой зафиксирована информация, документы условно подразделяются на текстовые (компьютерные, печатные, машинописные), иконографические (кино-, видео- и фотодокументы и т. д.) и фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски). Современные мультимедийные технологии позволяют объединить указанные типы документов в единую информационную систему.

Выделяются следующие способы анализа документальных материалов. Первый способ является традиционным, он представляет собой классический, качественный анализ, под которым понимается интерпретация исследователем информации, содержащейся в документальных материалах и выявление их сути.

Второй – количественный или контент-анализ - перевод текстовой или вербальной информации в количественные показатели. Суть контент-анализа состоит в нахождении легко подсчитываемых признаков изучаемого документа, в которых отражены значимые стороны его содержания. Таким признаком, например, может выступать частота употребления определенных терминов.

Одним из самых распространенных в организационно-психологических исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т.д.

Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.

Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.

Интервьюирование (беседа). Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования. В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида: стандартизированное и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается своими преимуществами и недостатками.

Социометрический опрос. Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Социометрия позволяет выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы.

Использование вышеперечисленных методов отдельно или в сочетании позволит руководителю оценить эффективность используемых методов отбора персонала в организации и позволит принять решение о совершенствовании всей системы управления персоналом.

 

 

 

Читайте также:

Методы и специфика организации отбора и найма персонала в компаниях различных сфер деятельности

Понятие, цели, задачи отбора и найма персонала. Источники найма персонала на современном предприятии

Методы изучения подготовки и переподготовки кадров в современных условиях

Методы повышения производительности труда на предприятиях

Спасибо вам, что оставили заявку!