Предупреждение преступности и профилактика правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации

Субъектом, за которым закреплена главная задача начального предупреждения неправомерного поведения у несовершеннолетних граждан, является Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В этом нормативном и правовом акте находится основа реализации деятельности всех органов государственных, муниципальных, а также учреждений и организаций различного типа, и иных юридических и физических лиц в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетними различных правовых норм и уголовного права тоже.

Статья 4 Законодательного акта представляет собой систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а именно:

- комиссии в отношении несовершеннолетних граждан и защите их прав;

- местные и региональные органы управления социальной защитой населения;

- образовательные органы управления;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

Все эти органы действуют в порядке своей компетенции в отношении несовершеннолетних, а именно профилактики преждевременной преступности и безнадзорности, и каждый орган осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Законом РФ и (или) законодательством отдельных субъектов РФ. При детальном анализе, было установлено, что в полномочия каждого из этих органов входит раннее предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, что прописано во 2 главе в статьях Закона.

Примером тому, может служить 11 статья Закона о полномочиях комиссий, в отношение несовершеннолетних граждан и защите их прав (далее – комиссии), а именно мер раннего предупреждения преступности, к ним относятся:

– осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

– организацию контроля в части воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, и обращение родителей или иных субъектов с несовершеннолетними в различные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– реализация функций социальной реабилитации несовершеннолетних, всё это рассмотрено в Законе РФ и законодательных актах отдельных субъектов РФ.

 

Самым же не логичным решением образовательного учреждения как органа управления, можно выделить исключение и отказ в обучение несовершеннолетних за неуспеваемость или девиантное поведение. И это совсем не относится к мерам ранней профилактики безнадзорности. Так как это может привести к неполучению в дальнейшем основного общего образования. Ведь как бывает, исключенный из образовательного  учреждения бывший подопечный, не в состоянии по тем или иным причинам быть зачисленным в другое образовательное учреждение, и, не вступив в ряды рабочих, остается за пределами образовательного процесса и становится, предоставлен сам себе. Вывод, это приводит к отсутствию заинтересованности жизненно важными истоками, и ведет к привлечению таких подростков в преступные группировки. И поэтому решения проблемы неуспеваемости несовершеннолетнего с помощью исключения его из образовательного учреждения необходимо искоренять и менять меры воздействия.

Очень объемными мерами раннего предупреждения безнадзорности обладают органы управления социальной защитой населения (далее – органы соцзащиты) (статья 12 Закона). И тут уже можно сказать, что полномочия за этими органами закреплены достаточно полно, и все они соответствуют задачам ранней профилактики преступности. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее – учреждения реабилитации), тоже в полной мере соответствуют своим задачам по обеспечению преждевременной преступности (ст. 13 Закона). Схожий по объему и правоприменению набор полномочий раннего предупреждения преступности несовершеннолетних, и у органов соцзащиты, и у учреждений реабилитации. Так же очень большой объем мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних, внесен в законодательство в отношение органов управления образованием и образовательными учреждениями (ст.14 Закона). И это не удивительно, так как эти органы и главное учреждения стоят на втором месте по значимости и только семья впереди, и несут в себе личностную социализацию несовершеннолетних в эволюции приобретения личностях качеств, в образовательном процессе, где главным выступают обучения и воспитания.

Осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, пожалуй, это единственные полномочия органов опеки  и попечительства, которые можно отнести к мерам ранней профилактики. И так же меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних закреплены за органами по делам молодежи и их учреждениями.

Полномочиями раннего предупреждения безнадзорности наделены и органы управления здравоохранением и сами непосредственно учреждения здравоохранения. В ст.24 Закона, прописано, что в систему органов, несущих предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отнесены и иные органы, организации и учреждения. Всему этому следует вывод, что меры профилактики правонарушений несовершеннолетних выделены в отдельные законодательные акты и как мы можем наблюдать из жизни, их реализация контролируется, что приводит к уменьшению рецидивов и повышению правовой грамотности среди несовершеннолетних.

На данный момент, в рамках существующего законодательства Российской Федерации, существует система по работе с несовершеннолетними, которая включает в себя профилактику правонарушений со стороны несовершеннолетних, работу с неблагополучными семьями и детьми, а также детьми, оставшимися без попечения. Система профилактики безнадзорности и правонарушений в регионе достаточно объемная: Уполномоченного по правам ребенка, Координационный совет, Комиссии по делам несовершеннолетних, Полицию (ПДН), Специализированные учреждения для несовершеннолетних, Органы управления социальной защиты населения, Учреждения социального обслуживания, Образовательные учреждения, Органы опеки и попечительства, Органы управления по делам молодежи, Органы здравоохранения, Органы службы занятости, Органы досуга, туризма, Общественные организации, Фонды [39, с. 226].

Следует отметить, что сегодня не нужно бороться с преступностью, а необходимо оказывать социальную и психологическую поддержку  несовершеннолетним правонарушителям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Совершенствование действующей системы профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних требует поиска новых способов реализации и методов ее развития. Органами внутренних дел совместно с учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разрабатываются формы и методы предупредительной работы в образовательных учреждениях, по месту жительства и на иных объектах массового присутствия несовершеннолетних.

В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493, сотрудниками ОВД в образовательных учреждениях страны проводится работа по патриотическому воспитанию учащихся.

Эффективным инструментом воспитания гражданственности, патриотизма, здорового образа жизни для детей и подростков является обучение в кадетских школах и классах. Кадетские общеобразовательные организации разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость гражданствености, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к военной службе, осуществляют профилизацию общего образования в старших классах.

В настоящее время в Российской Федерации действуют все больше и больше кадетских школ, профильных классов правоохранительной направленности, кроме того, открываются классы с углубленным изучением предметов военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности МВД России и его структурные подразделения оказывают всестороннюю помощь и поддержку образовательным учреждениям, реализующим программы кадетского образования правоохранительной направленности. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят с учащимися занятия по правовой подготовке, организуют для учащихся экскурсии в подразделения МВД, оказывают содействие в организации и проведении торжественного принятия присяги кадетами младших классов, а также военно-спортивной игры «Зарница». Действенным механизмом воспитания у детей гражданственности, нравственности, профилактики является деятельность правоохранительных отрядов. Отряды правоохранительной направленности действуют в рамках Положений об отрядах, утвержденных в образовательных учреждениях, и составленных на основе примерных положений. Основными задачами деятельности отрядов являются:

1) ориентация подростков на правоохранительные специальности; повышение правовой грамотности учащихся;

2) воспитание сознательного соблюдения учащимися правил поведения и нетерпимого отношения к лицам, нарушающих их;

3) разъяснение среди подростков правил поведения учащихся на улицах и в общественных местах;

4) индивидуальная работа с детьми и подростками, совершающими правонарушения.

Особое внимание обращает на себя деятельность отрядов Юных инспекторов движения. В настоящее время на базе образовательных учреждений РФ действуют центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, автогородки, площадки по изучению ПБДД, Вопросы патриотического воспитания несовершеннолетних приобрели системный характер и реализуются сотрудниками ОВД в повседневной деятельности.

Особое внимание уделено повышению престижа службы органов внутренних дел. В этих целях в подразделениях по делам несовершеннолетних проводятся дни открытых дверей. Молодежным объединениям и клубам военно-патриотической направленности предоставляется учебно-материальная база, оказывается методическая помощь в обучении и проведении мероприятий патриотической направленности, организуются экскурсии в музей МВД, выставки вооружения и боевой техники, показательные выступления сотрудниками ОМОН, проводятся занятия по рукопашному бою, спортивные мероприятия.

Традиционно в преддверии Дня защитника Отечества, Дня Победы сотрудниками ОВД в образовательных учреждениях проводятся «Уроки мужества» с участием ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов ОВД, участников боевых действий. В рамках патриотического воспитания, сотрудниками ОВД ежегодно в День России проводится профилактическая акция «Я - гражданин России». В рамках которой подросткам, достигшим возраста 14 лет, в торжественной обстановке вручаются паспорта. Традиционно в акции принимают участие представители ОВД, представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела образования, воинской части и ветераны. В ходе реализации мероприятий по патриотическому воспитанию сотрудники органов внутренних дел тесно взаимодействуют с муниципальными органами власти, управлениями образования и молодежной политики.

Регулярность и целенаправленность и непрерывность указанных мер позволит, в большей части, предотвращать преступления и правонарушения совершаемые несовершеннолетними, вовлечь их в общественно полезную деятельность и существенным образом повлиять на подростковую преступность.

Читайте также:

Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними лицами

Личность несовершеннолетнего преступника. Криминологическая характеристика несовершеннолетнего преступника

Основные показатели преступности несовершеннолетних по Российской Федерации

Спасибо вам, что оставили заявку!