Личность несовершеннолетнего преступника.  Криминологическая характеристика несовершеннолетнего преступника

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие личности несовершеннолетнего преступника

Методы изучения личности несовершеннолетнего преступника

Видовая структура преступности несовершеннолетних

Типы несовершеннолетних преступников

Статистика по преступности несовершеннолетних

Понятие личности несовершеннолетнего преступника

Личность преступника, как значимое звено в механизме преступного поведения, является ключевой в понимании преступности как многофакторного социального явления, а также в выработке эффективных и разнообразных профилактических мер. Личность же несовершеннолетнего преступника лежит в основе не только развития преступности несовершеннолетних, но и обуславливает молодежную и взрослую преступность.

Изучение и диагностика особенностей девиантного поведения несовершеннолетних дает возможность вовремя корректировать исправительный процесс, проводить педагогическую оценку эффективности проделанной работы, анализировать ее. Изучение особенностей личности способствует определению тактики, стратегии, направлений в исправительной и профилактической работе.

Диагностика и изучение будут приносить результаты только в том случае, если их применение будет взаимосвязано с другими сторонами профилактических мероприятий и исправительного процесса:

 - организационно - методическим;

 - психолого - педагогическим;

 - коррекционно – профилактическим.

Необходимо распознавать внутренние особенности, изучать механизмы поведения, поступки, которые вызвали проявление этого поведения у несовершеннолетних. Профилактическая и исправительная работа содержит в себе использование нескольких методов изучения личности и сбора информации о несовершеннолетнем преступнике.

Методы изучения личности несовершеннолетнего преступника

К наиболее распространенным методам изучения личности несовершеннолетнего преступника относятся:

- изучение личного дела, документов находящихся в нем дает возможность специалисту более подробно ознакомиться с биографией преступника, его увлечениями, образованием, чем он занимался до поступления в исправительное учреждение, как он реагировал на окружающих, в каких условиях воспитывался и что его привело в криминальную сферу. Это необходимо для правильности выбора метода воспитания и исправления несовершеннолетнего преступника;

- одним из наиболее распространенных методов сбора информации является наблюдение. Данный метод позволяет выявить характерные качества поведения несовершеннолетнего преступника, увидеть основные тенденции развития личности. В исправительном учреждении, используя метод наблюдения, большое значение имеет изучение различных подделок, работ, рисунков, моделей, сделанных воспитанником, они помогут раскрыть его черты и стороны личности;

- беседа. Правильно построенная беседа дает хорошие результаты и материал для изучения подростка. В беседе несовершеннолетний делится своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывает о своей жизни, о желания и др. Поэтому, как отмечает К.А. Кораблева «для проведения эффективной беседы к ней нужно подготовиться, четко определить цель, составить список вопросов, которые необходимы для изучения». При проведении беседы очень важно слушать все то, что говорит подросток и не задавать вопросы «в лоб», иначе последует нежелательная реакция, необходимые сведения нужно получать косвенным путем. В процессе проведения данного метода есть возможность получить интересующие данные о жизни человека, о его психическом состоянии, которые недоступны наблюдению. Также, в ходе беседы можно постепенно воздействовать на личность осужденного и формировать у него положительную позицию. Беседа как метод исследования может быть как индивидуальной так и групповой. В данном случае можно изучить характер взаимоотношений в коллективе, особенности взаимодействия осужденных друг с другом.

Однако, чтобы научный метод отражал объективную ситуацию сведения должны проверяться практикой и дополняться сведениями, полученными с помощью других методов.

Таким образом, знание психологических особенностей несовершеннолетних является важнейшим условием организации предупредительной и воспитательной деятельности, целью которой является профилактика преступности несовершеннолетних и исправление осужденного.

Непрерывное изучение личности преступника и, прежде всего, несовершеннолетнего, по мнению В.А. Шуняевой «определяется постоянными социальными, экономическими, политическими и идеологическими изменениями, которые непосредственно влияют на становление личности несовершеннолетнего. Выявлению особенностей личностного развития, специфических черт, объективизации внутренних свойств личности способствует изучение социально-демографических характеристик личности несовершеннолетнего преступника. Социально-демографические признаки при этом имеют как криминологическое, так и уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение, так как изучаются и в процессе оперативно - розыскной деятельности и отражаются при расследовании уголовного дела».

Социально-демографическая характеристика представляет собой информацию о социальном статусе, определяющем личность как субъекта общественных отношений. Ее содержание включает такие признаки, как: пол, возраст, семенное положение, образование и другие показатели. Сами по себе социально-демографические показатели, по мнению О.Н. Васильевой  «не являются криминогенными, однако они определяют формирование личности, способствуют выработке того или иного поведенческого типа, однако, их глубокое изучение позволит не только сформировать образ типичного несовершеннолетнего преступника, но и в дальнейшем разработать эффективные, скоординированные и своевременные меры уголовно-правого и криминологического воздействия, прежде всего направленные на предупреждение преступности несовершеннолетних, на минимизацию девиаций личности несовершеннолетнего» . Одним из первых социально-демографических показателей является пол. Общие показатели преступности в целом, которые представлены в первой части выпускной квалификационной работы, отражают факт преобладания лиц мужского пола, являющихся несовершеннолетними преступниками.

Ю. М. Антонян считает, что такая разница в соотношении женской и мужской преступности среди несовершеннолетних связана «не с психическими и психологическими особенностями пола, а различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью, решительностью, несдержанностью и другими общехарактерологическими свойствами лиц мужского пола, проявляющимися в определенных жизненных ситуациях, в том числе в антиобщественных поступках и преступлениях».

П.А. Сучкова отмечает, что «подавляющее большинство лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников обусловлено не столько высоконравственным, сознательным поведением представительниц женского пола, сколько их психофизиологическими особенностями, социальным опытом и мотивационной сферой».

Видовая структура преступности несовершеннолетних

Различается и видовая структура преступности несовершеннолетних исходя из половой принадлежности несовершеннолетних лиц.  Так, для лиц женского пола характерно повышение корыстных и корыстно-насильственных преступлений.

Следующий социально-демографический показатель – возраст. В среде несовершеннолетних выделяют две возрастные группы: 14-15-летних и 16-17-летних, что соответствует и уголовному законодательству, предусматривающему общий возраст уголовной ответственности – 16 лет и специальный возраст уголовной ответственности с 14 лет.

Возрастные особенности говорят не только о психофизиологических, но и социально-ролевых изменениях несовершеннолетних. Соотношение двух указанных групп несовершеннолетних преступников практически не изменилось за последние 100 лет и составляет 30 % и, соответственно, 70 %.

Именно от возраста во многом зависят потребности, образ жизни, интересы и мотивация.

Как отмечает О.С. Демко: «С изменением возраста, естественно, происходит изменение самой личности, меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт, привычки, мотивация поступков, реакция на различные конфликтные ситуации и т. д.; все это оказывает значительное влияние на поведение несовершеннолетнего лица. Возрастные особенности позволяют делать выводы о криминологической активности и особенностях преступного поведения лиц рассматриваемой возрастной категории».

Периоду взросления присущи возрастные особенности, прохождение которых приводит к негативной или позитивной социализации личности несовершеннолетнего. Так, к 10-12 годам у ребенка на основе его восприятия формируются суждения по принципу «плохо» или «хорошо». Эти суждения основываются на анализе бытовых ситуаций, возникающих в семье, при ассимиляции образов и идей, почерпнутых из мультфильмов, кино-фильмов и книг. К 14-16 годам на основе суждений появляются убеждения. В зависимости от осознания и восприятия им отрицательных или положительных суждений, у подростка вырабатывается четкая позиция, т. е. убеждение о норме того или иного образа жизни. Исходя из убеждений, подросток формирует собственную шкалу ценностей, определяет тип поведения, очерчивает круг друзей и т. д.

С 16 до18 лет идет поиск мировоззренческих установок. Определенные убеждения, сформированные к 16 годам, либо продолжают укрепляться в сознании несовершеннолетнего, либо под воздействием меняющегося влияния отдельных факторов, происходит пересмотр прежних убеждений и формирование новых.

К совершеннолетию на основе суждений, убеждений и их переосмысления, возникает мировоззрение. Сложившаяся под влиянием различных факторов система взглядов на окружающий мир, природу, общество, как в целом, так и отдельные социальные институты: семью, бытовой, учебный или трудовой коллектив, которые в значительной степени обуславливает дальнейший жизненный путь человека.

В связи, с чем следует рассмотреть еще один социально-демографический показатель – семейное положение. Для несовершеннолетнего семейное положение характеризуется полной или распавшейся семьей. По мнению Ю.М. Антоняна «основной причиной формирования преступного поведения подростков является аномальное воспитание в семье, которое выражается в отрицательных семейных условиях, алкоголизме родителей или родственников, их аморальном поведении, однако существуют исключения из правил, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всяческого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители».

Очевидно, что превалирующий процент лиц, осужденных в возрасте 14-17 лет, воспитывались именно в семье. При этом процент лиц, воспитывающихся вне дома, в последние годы имеет тенденцию к снижению, а процент лиц, воспитывающихся в полной семье, наоборот возрастает. Особое влияние на личность несовершеннолетних оказывает именно семейное воспитание с такими факторами, как жестокое обращение с детьми и асоциальное поведение родителей (лиц их заменяющих).

Жестокость понимается как причинение физического страдания ребенку, но при этом она может выражаться в психическом насилии, в унижении человеческого достоинства детей и т. д. Определение жестокого обращения разъясняется в Комментарии к УК РФ, который объясняет это явление как оставление детей без пищи, теплой одежды, систематическое унижение их достоинства, издевательство, нанесение побоев. Обычно жестокое обращение с детьми проявляется именно в наказаниях.

Среди всех способов негативного воздействия на личность ребенка наибольшую тревогу вызывают телесные наказания. При жестоком обращении с детьми подобные действия, т. е. телесные наказания целесообразно квалифицировать как уголовно наказуемые преступления.

Проблема наказания детей, в том числе и родителями в семье, очень сложна. С одной стороны, очевидно, что этот метод воздействия в ряде случаев необходим, а с другой стороны не ясно, где его дозволенные границы. Ребенок с детства должен осознавать и понимать, что определенные действия, поступки совершать нельзя. При этом запреты должны быть разумными, не угнетающими. Вот как характеризуют последствия жестокости и насилия в семье авторы статьи «Особая роль семьи в формировании личности несовершеннолетних» Е.В. Рыженковой: «Согласно проведенным исследованиям, каждый 3 из 10 взрослых преступников вспоминал о жестокости и насилии в своей семье и называл это одной из причин своего преступления».

Жестокое обращение в семье способствует возникновению острых или хронических стрессовых ситуаций, в результате которых ребенок постоянно находится под давлением страха физического, психического, а зачастую и сексуального насилия. Такое напряжение не проходит бесследно, существует значительный риск развития нервно-психических расстройств у детей с последующим формированием устойчивых девиаций в их поведении.

Негативное влияние на ребенка оказывает облик родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Постоянное пьянство или прием наркотиков и психотропных веществ требуют материальных затрат, в связи с чем, зачастую продаются не только личные вещи родителей, но и домашняя утварь, бытовая техника, видео- аудиоаппаратура, а также детские вещи. Коммунальные долги приводят к отключению от подачи электроэнергии и водоснабжения.

Семья теряет необходимые бытовые условия для нормального функционирования. Воздействие же примера асоциальных родителей приводит к раннему усвоению алкогольных и наркотических привычек, наглядное восприятие ребенком атрибутики пьянства и наркотизма закрепляется как обычный и повседневный образ жизни.

Следующий показатель формулируется по - разному – кто-то рассматривает его как социальное положение или род деятельности, кто-то соотносит его с образованием несовершеннолетних. Данные понятия соотносятся как целое и часть. Социальное положение не только показывает уровень образования несовершеннолетнего, но и определяет уровень занятости таких лиц в сфере трудовой деятельности.

Образование как показатель интеллектуального развития формирует как социально-значимые качества личности, так и определяет его культурный уровень в том числе и уровень его правого сознания. Для несовершеннолетних в силу специфики их возраста не свойственно наличие высшего образования. В связи с чем в официальной статистике присутствует термин «учащихся» и «не учащихся».

Обучение несовершеннолетних может проходить в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах и т. д.

Парадокс заключается в том, что приведенные показатели демонстрируют подавляющее большинство несовершеннолетних, осужденных – учащиеся, т. е. лица, деятельность которых направлена на повышение своего интеллектуального и культурного уровня.

 

На наш взгляд, незанятость молодых людей ни в трудовой, ни в образовательной сферах имеет криминогенное значение. Безделье дает широкие возможности применениями несовершеннолетними своих сил, знаний, умений и навыков в криминальной направленности, т. е. использования их вопреки общественным интересам. Но и занятость в образовательной сфере не всегда является показателем формирования социально-позитивных личностных качеств несовершеннолетних. Несовершеннолетние, осужденные, несмотря на то, что в большинстве своем являются учащимися, отличались плохой успеваемостью, утратой интереса к учебе и работе, а, следовательно, низкий уровень интеллектуальных и культурных возможностей влиял на принятие правильного и правомерного решения в той или иной ситуации несовершеннолетними.

На основании проведенного исследования отдельных социально-демографических показателей личности несовершеннолетнего преступника можно сформировать его среднестатистический портрет – это юноши 16-17 лет, воспитывающиеся в семье с одним родителем, либо в полной семье, но, как правило, с отрицательным психологическим климатом, наглядным асоциальным поведением родителей (лиц их заменяющих), проявляющемся в том числе и в жестоком обращении по отношении к несовершеннолетним, которые хотя и являются учащимися, но их деятельность практически не направлена на повышение своего интеллектуального и культурного уровня, а обусловлена лишь территориальным нахождением в том или ином образовательном учреждении, которое используется и для совершения деяний преступного характера (кражи, распространение наркотических средств и психотропных веществ и т. д.).

В связи с тем, что персонифицированные меры уголовно-правового и криминологического воздействия должны учитывать, в том числе и социально-демографические признаки, из которых наиболее типичные предполагают разработку и апробацию эффективных и целесообразных методов противодействия конкретным видам преступности, необходимо продолжить изучение личности несовершеннолетнего преступника с позиции различных составляющих структуры личности преступника.

Классификация несовершеннолетних преступников, согласно мнению М.В. Лифановой «может быть построена по различным основаниям, среди которых наибольшее практическое значение имеют правовые основания и основания социально-демографические».

К первой категории оснований относятся количество совершенных подростком преступлений, их характер, степень тяжести, виды и формы соучастия, форма вины, характер и вид уголовных наказаний, назначенных несовершеннолетнему.

К социально-демографическим основаниям классификации несовершеннолетних преступников относятся пол, семейное положение, уровень образования, успеваемость, нахождение на учетах, социальное положение и род занятий, материальная обеспеченность, принадлежность к неформальным группам и статус в них.

Типы несовершеннолетних преступников

По признаку общественной опасности личности несовершеннолетнего М.В. Лифанова предлагает выделять следующие типы преступников:

- ситуативный тип «включает в себя несовершеннолетних, совершивших преступление под воздействием неблагоприятной криминогенной ситуации и окружающей социальной среды. Такие подростки могут характеризоваться вполне положительно, ранее не совершать правонарушений или безнравственных поступков, но в силу своих психологических особенностей им присуща неспособность эффективно решать проблемные жизненные ситуации. Такие несовершеннолетние не склонны к совершению новых преступлений и восприимчивы к профилактическим и воспитательным мероприятиям. Этот тип несовершеннолетнего преступника обладает наименьшей степенью общественной опасности»;

- неустойчивый тип личности «объединяет подростков, чьи личностные характеристики неоднозначны и противоречивы. Это, как правило, несовершеннолетние, которые уже продемонстрировали склонность к несоблюдению законов и моральных принципов, имеют опыт правонарушений, отрицательно характеризуются по месту учебы или работы, состоят на учете в органах внутренних дел. У них может отсутствовать интерес к общественно полезной деятельности, например, к получению образования, но вместе с тем их криминогенная направленность явно не выражена, совершенное преступление основано не на устойчивых антиобщественных установках, а становится результатом неправильного образа жизни, безнадзорности, проблем в семье и неорганизованности учебы и досуга. Многие из таких несовершеннолетних совершают преступление в состоянии опьянения и «за компанию» с другими несовершеннолетними. Этот тип несовершеннолетнего преступника в целом обладает невысокой степенью общественной опасности и при эффективном воспитательном воздействии вполне способен воздержаться от совершения новых преступлений».

- опасный тип личности несовершеннолетнего преступника «включает подростков, которые ранее уже совершали преступления и сделали это вновь. Эти несовершеннолетние обладают значительной общественной опасностью, способны быть лидерами среди других несовершеннолетних. Этому типу присущи криминогенная активность, склонность к противоправному поведению как способу разрешения любой возникшей жизненной ситуации. С психологической точки зрения они характеризуются самоуверенностью, конфликтностью, жесткостью и даже жестокостью, агрессивностью и озлобленностью. Этот тип несовершеннолетнего преступника обладает повышенной степенью общественной опасности, аморальными и антисоциальными установками, не восприимчив к воспитательно-профилактическим мерам и требует к себе особого внимания со стороны педагогов и правоохранительных органов» .

Большое практическое значение может иметь типология несовершеннолетних преступников, основанная на учете особенностей формирования и направленности криминогенной мотивации.

Особенности норм, регламентирующих процесс по делам несовершеннолетних, наиболее отчетливо проявляются в предмете доказывания на предварительном следствии и в судебном заседании.

В соответствии со ст.421 УПК РФ  в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних наряду с обстоятельствами, перечисленными в ст.73 УПК, обязательному выяснению подлежат:

- возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

- условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, что подразумевает подробное выяснение обстоятельств:

- о жилищных и материальных условиях семьи;

- о ближайшем бытовом окружении несовершеннолетнего;

- о наличии у него родителей, их занятии, образе жизни, об участии в его воспитании, отношении к нему;

- об условиях учебы или работы подростка, об организации его досуга, обучения, в частности, в школе или ином учебном заведении, круге интересов.

Так, в соответствии с п.1 ч.1 ст.421, ст.73 УПК РФ, ст.ст. 19, 20 УК РФ «установление возраста несовершеннолетнего подсудимого входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию». В силу ст.20 УК РФ возраст несовершеннолетнего является одним из оснований его уголовной ответственности, влияющих на квалификацию содеянного, «лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток».

При установлении экспертом возраста подсудимого несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Выяснению подлежит также уровень психического развития несовершеннолетнего, его способность логически мыслить, ориентироваться и адекватно реагировать в той или иной ситуации. Для этого необходимо располагать данными, характеризующими поведение несовершеннолетнего во время и после совершения преступления, а также поведение в семье, в школе, на работе, в кругу знакомых.

Правовая защита несовершеннолетних предполагает «необходимость уделять особое внимание выявлению обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления справедливого и обоснованного приговора и принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних".

В соответствии со ст.90 УК РФ, ст.427 УПК РФ «несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия». Согласно ч. 2 ст.92 УК РФ, ч. 2 ст.432 УПК РФ несовершеннолетний может быть освобожден от назначенного наказания в виде лишения свободы и помещен в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

При этом следует иметь в виду, что суды не должны допускать назначение уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст.90 УК РФ.

Согласно точки зрения А.В. Штефана «при решении вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст.90 УК РФ необходимо учитывать, что в случае, когда суд придет к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему мер воспитательного воздействия, уголовное дело по указанному основанию подлежит прекращению как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и по итогам судебного разбирательства с вынесением решения о применении к несовершеннолетнему этих мер».

В соответствии с ч. 4 ст.90 УК РФ в «случае систематического неисполнения этой принудительной меры воспитательного воздействия она подлежит отмене с направлением материалов дела в установленном порядке для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности, что должно найти отражение в протоколе судебного заседания».

Под «систематическим нарушением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, ограничения досуга, установления особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка».

Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 3 ст.90 УК РФ) и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими, дающими основание для применения судом положений ч. 4 ст.90 УК РФ об отмене принудительных мер воспитательного воздействия.

Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с обязательной мотивировкой в приговоре принятого решения.

Статистика по преступности несовершеннолетних

Согласно Справке Иркутского областного суда по результатам изучения судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних в 2016 году:

- к реальному лишению свободы осуждено 98 подростков (17,3%);

- к ограничению свободы - 4 лица (0,7%);

- к обязательным работам - 13 лиц (2,3%);

- к исправительным работам - 6 лиц (1,1%);

- к штрафу - 68 лиц (12%);

- условное осуждение к лишению свободы - 358 лиц (63,4%);

- условное осуждение к исправительным работам - 18 лиц (3,2%).

Представленные данные свидетельствуют, что наиболее распространенным видом наказания несовершеннолетним, как и прежде, является условное осуждение к лишению свободы, что составляет более 60%.

Итак, по результатам проведенных исследований, нам удалось определить и составить среднестатистический портрет несовершеннолетнего преступника, а так же выявить обстоятельства которые подлежат обязательному выяснению, а именно: возраст несовершеннолетнего; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, что подразумевает подробное выяснение обстоятельств и другие условия и обстоятельства, формирующие портрет несовершеннолетнего преступника.

Читайте также:

Основные показатели преступности несовершеннолетних по Российской Федерации

Ответы к ГОСам по Уголовному процессу

Ответы к ГОСам по Уголовному праву

Спасибо вам, что оставили заявку!