Многофункциональные центры: характеристика деятельности, исторические аспекты становления и развития
СОДЕРЖАНИЕ
3 Взаимодействие МФЦ с органами власти
Что такое МФЦ?
Для того, чтобы процесс получения документов был простым и необременительным, а решение жизненной ситуации не вызывало дополнительных сложностей и проблем, по всей стране функционируют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Под многофункциональным центром (МФЦ), как отмечает С.Н. Мезенцева, понимается «российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна».
Аналогичного мнения придерживается Р.В. Аджубей, под многофункциональными центрами он понимает «организации, созданные в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом № 210 ФЗ, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной и муниципальной услуги после однократного обращения заявителя (физического или юридического лица) с определенным запросом.
Основу правового регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг через систему многофункциональных центров, на территории Российской Федерации, составляет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории нашей страны, было предусмотрено еще до принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указания о создании таких центров были включены в Концепцию административной реформы в России в 2006—2010 гг. и Концепцию формирования в России электронного правительства до 2010 г.
Услуги МФЦ
Изначально, согласно разработчикам проекта закона о многофункциональных центрах, в них были включены следующие блоки услуг:
- регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация прав на на земельные участки, собственность, получение выписки из государственного кадастра недвижимости, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, перевод объектов недвижимости из одной категории в другую и т.п.;
- социальная поддержка населения – оформление через систему предоставления государственных и муниципальных услуг различных видов льгот, пособий и иных социальных выплат;
- регистрация граждан по месту пребывания, выдача документов, удостоверяющих личность граждан; регистрация актов гражданского состояния, рождения, смерти;
- регистрация предпринимателей, выдача лицензий и разрешений, оказание поддержки предпринимателям.
Первые многофункциональные центры в России в 2007 году, были открыты в Ростовской, Томской, Тульской, Иркутской и Омской области. В 2008 году в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, была закреплена особая роль и определены функции многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием современных информационных технологий.
В «Методических рекомендациях по созданию и обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривается возможность создания таких центров в любой организационно – правовой форме собственности, хотя, как отмечают специалисты, приоритетной, все же является форма государственного (муниципального) учреждения.
В 2011 году Правительством РФ, были утверждены виды государственных и муниципальных услуг, которые могут предоставляться в многофункциональных центрах, а в 2012 году, Приказом Минэкономразвития была утверждена форма взаимодействия между органами представительной власти и многофункциональными центрами, разработаны Правила организации деятельности многофункциональных центров. К тому же с 2010 года реализация мероприятий по созданию системы предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры, была включена в Национальную стратегию противодействия коррупции.
Е. Е. Рябцева отмечает, что «повышение доступности государственных услуг позволит рассчитывать на достижение определенного социального эффекта… С учетом сокращения реальных доходов населения спрос на государственные услуги смещается в сторону социально-ориентированных услуг… Повышение качества оказания этой категории услуг позволит ослабить социальную напряженность в обществе и, с другой стороны, сокращение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров позволяет рассчитывать на увеличение рабочих мест, что также особенно важно в нынешней непростой социально-экономической ситуации».
Деятельность МФЦ ориентирована, прежде всего, на массовые и общественно востребованные государственные и муниципальные услуги. Ключевыми преимуществами системы многофункциональных центров в данный момент являются: независимость центров от органов государственной власти, а так же снижение коррупционной составляющей при обращении заявителя за государственной или муниципальной услугой.
Взаимодействие МФЦ с органами власти
Создание многофункциональных центров, в первую очередь, основано на взаимодействии:
- органов государственной, муниципальной власти и многофункциональных центров предоставления услуг по принципу «одного окна»;
- органов государственной, муниципальной власти, граждан и субъектов предпринимательства;
- многофункциональных центров предоставления услуг по принципу «одного окна», граждан и субъектов предпринимательства.
Такая модель взаимодействия многофункциональных центров, органов власти и населения, называется – трехканальной.
С 2014 года многофункциональные центры на территории нашей страны, работают под новым брендом «Мои документы», в связи, с чем в деятельности центров произошел ряд существенных изменений:
- улучшилось качество и повысилась доступность муниципальных услуг;
- сократились издержки предпринимателей на преодоление административных барьеров;
- повысилась эффективность функционирования органов межведомственной координации и органов исполнительной власти;
- повысилась прозрачность и открытость деятельности МФЦ для общества в целом.
Функции МФЦ
Основными функциями МФЦ, по данным официального сайта Министерства экономического развития России, являются:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг;
- выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Преимущества МФЦ
Преимущества многофункциональных центров представлены на рисунке 1.
Рис.1. Преимущества многофункциональных центров
Преимущества многофункциональных центров для населения и представителей малого предпринимательства являются явными, прежде всего это снижение бюрократической составляющей при обращении к органам власти, а так же повышение качества и доступности услуг.
Сама схема взаимодействия многофункциональных центров с гражданами, представлена на рисунке 2.
Рис.2. Схема взаимодействия МФЦ с гражданами
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в своей деятельности используют автоматизированную информационную систему, созданную российской компанией «Ланит», по заказу Министерства экономического развития РФ. Основными принципами работы данной системы, которая сокращенно именуется как АИС МФЦ, являются:
– процессно-ориентированная модель предоставления услуги;
– обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных физических и юридических лиц;
– взаимодействие с внешними информационными системами в рамках действующего правового поля.
Согласно поручению Президента РФ, еще в 2015 году, абсолютно все федеральные ведомства, должны были обеспечить возможность электронного взаимодействия с многофункциональными центрами, без дублирования передаваемых на бумаге документов. По данным официального сайта Федеральной службы статистики РФ, по состоянию на 2016 год, доля граждан, пользующихся государственными и муниципальными услугами в электронной форме, составила 51,3%, хотя еще в 2013 году, данный показатель составлял 30,8%. На рисунке 3 представлена динамика достижения показателя охвата населения «одним окном» за 2012-2016 гг.
Рис.3. Динамика достижения показателя охвата населения «одним окном»
Показатель охвата населения «одним окном» на конец 2016 года составил 96 % от общей численности населения страны. Согласно данным, представленным органами статистики, в 2013 году фактический охват населения «одним окном» составлял 36%, к началу 2015 года данный показатель увеличился до 60%, а к началу 2016 года возрос до 94%. При этом, существенно изменилась и динамика количества многофункциональных центров (рисунок 4).
Рис.4. Динамика создания многофункциональных центров на территории РФ
Первоначально, в 2007 году на территории РФ, было создано всего 16 многофункциональных центров, осуществляющих свою деятельность в тестовом режиме, но уже к концу 2015 года, при охвате «одним окном» 94% населения, действовало 2682 МФЦ, а по состоянию на конец 2016 года, количество действующих МФЦ на территории нашей страны составило 2752 единицы, включающих 31983 окна, 10199 ТОСП (территориально обособленных структурных подразделений), 312 офисов на базе привлеченных организаций.
Количество МФЦ в РФ
По количеству созданных многофункциональных центров в России, на сегодняшний день, можно выделить несколько лидирующих регионов:
- Москва – 4 627 окон в 127 МФЦ;
- Московская область – 1 714 окон в 102 МФЦ и 274 ТОСП;
- Ростовская область – 1 483 окна в 80 МФЦ и 354 ТОСП;
- Краснодарский край – 1 323 окна в 55 МФЦ и 335 ТОСП;
- Республика Башкортостан – 1208 окон в 72 МФЦ и 492 ТОСП;
- Республика Татарстан – 1 039 окон в 63 МФЦ и 282 ТОСП;
- Санкт-Петербург – 1 061 окно в 58 МФЦ;
- Самарская область – 987 окон в 54 МФЦ и 287 ТОСП;
- Свердловская область – 916 окон в 90 МФЦ и 44 ТОСП;
- Челябинская область – 922 окна в 55 МФЦ и 175 ТОСП;
- Оренбургская область – 897 окон в 43 МФЦ и 369 ТОСП;
- Воронежская область – 871 окно в 39 МФЦ и 289 ТОСП;
- Волгоградская область – 840 окон в 46 МФЦ и 229 ТОСП.
Таким образом, на протяжении последних десяти лет, в России, произошли существенные изменения системы государственного и муниципального управления, по вопросам предоставления гражданам соответствующих услуг. Необходимость разработки Концепции развития электронного правительства, внедрения системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», обусловлена всеобщей компьютеризацией и информатизацией общества.
Читайте также:
Показатели и критерии оценки деятельности многофункциональных центров