Каким образом в Российской Федерации стимулируется эффективное и безопасное использование природных объектов, находящихся в собственности государства, муниципальных образований и частных лиц?
С каждым годом, как в нашей стране, так и за рубежом повышаются требования к безопасности использования природных объектов, находящихся как в собственности государства, муниципальных образований, так и в собственности частных лиц. При этом в совокупности с требованиями безопасности повышаются и требования эффективности. В рамках экологического права и природопользования, понятие эффективность использования природных объектов, на наш взгляд, подразумевает получение максимального эффекта при минимальном, пагубном влияние на природный объект или окружающую среду.
Основным нормативно – правовым актом в РФ, регулирующим отношения в области охраны окружающей среды, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Такого понятия как «стимулирование эффективного и безопасного использования природных ресурсов» в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» не содержится.
Действующей редакцией ч. 2 ст. 17 закона об охране ОС установлено, что государственная поддержка заботящихся об охране окружающей среды предпринимателей, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Законом же предусмотрены три направления такой поддержки – в виде содействия:
- в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- в осуществлении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными методами экономического стимулирования эффективного и безопасного использования природных объектов в РФ являются:
- Предоставление налоговых льгот по уплате региональных и местных налогов для предприятий снижающих воздействие на природные объекты. Такие меры стимулирования частного бизнеса предлагаются в различных регионах нашей страны. Так, в 2018 году практика применения таких мер стимулирования нашла свое отражение в Челябинской области. Льготы по налогу на движимое имущество могут получить организации, снижающие воздействие на окружающую среду. Учитывается внедрение новых технологий, строительство очистных сооружений, газоулавливающих установок, устройство различного рода лабораторий, которые оценивают объём выбросов.
- Система налогообложения. Экологические налоги побуждают налогоплательщика уменьшать вредные выбросы в окружающую среду, что является одним из способов безопасного использования природных объектов. Если рассматривать функции налогов, то одной из таких функций выступает стимулирующая. Очень интересным способом стимулирования, на наш взгляд, является предусмотренный государством согласно ст. 342 НК РФ, порядок определения налоговых ставок при различных способах добычи нефти и газа, а так же руд черных металлов. Ставки могут изменяться в зависимости от сложности добычи, территории добычи и других факторов. Что позволяет налогоплательщику с большей отдачей и эффективностью организовать использование природных объектов и добычу природных ресурсов. Также стоит отметить и ст. 343 НК РФ, в которой определен порядок уменьшения сумм налога на добычу полезных ископаемых.
- В рамках природных объектов, находящихся в собственности государства и муниципальных органов власти, Правительством нашей страны предоставляются инвестиционные субвенции регионам, на природоохранные цели на безвозмездной основе. Одной из программ в данной области является: Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы.
Необходимо проанализировать ход выполнения Государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы (пример двух последних распоряжений о субсидировании и софинансирования природоохранных мероприятий)
Наименование подпрограммы (распоряжение) |
Получатель средств |
Объем финансирования |
Направления использования |
Планируемый эффект |
Распоряжение от 26 мая 2018 года №1001-р. О предоставлении субсидии Республике Бурятия на проект по охране озера Байкал и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории |
Республика Бурятия |
257,03 млн. руб. |
Реконструкция правобережных очистных сооружений канализации города Улан-Удэ. |
Позволит сократить объёмы сбросов загрязнённых сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории и озеро Байкал и улучшить экологическую обстановку в Улан-Удэ. |
Распоряжение от 18 марта 2016 года №451-р. О распределении субсидий субъектам Федерации на реализацию мер по охране озера Байкал и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории |
Распределены между бюджетами Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. |
1,29 млрд руб |
Софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, модернизации) объектов утилизации, переработки и размещения отходов, а также объектов коммунальной инфраструктуры |
Будет способствовать строительству и последующему вводу в эксплуатацию комплексов очистных сооружений и системы водоотведения, мусоросортировочных станций и полигонов твёрдых бытовых отходов, а также модернизации систем теплоснабжения с переводом на экологически чистые технологии на территориях субъектов Федерации, расположенных на Байкальской природной территории |
Другими нормативными актами являются региональные государственные программы, например: Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 460 Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Экология и природные ресурсы Кузбасса» на 2014 - 2018 годы.
Финансирование предлагаемых мероприятий, осуществляется в т.ч. за счет средств федерального бюджета. Размер финансирования из федерального бюджета данной программы составляет на 5 лет - 1 129 631,6 тыс. руб.
Основные задачи региона, которые ставятся согласно, данной программы, т.е. что именно должен сделать регион в ее рамках:
- организовать и обеспечить выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области;
- обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области;
- обеспечить рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области;
- осуществить ликвидацию локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области;
- повысить эффективность предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров;
- организовать восстановление погибших и вырубленных лесов;
- и многое другое.
На уровне региональных бюджетов так же выделяются субсидии. Так, например, в Новосибирской области выделяются субсидии на проектирование, строительство и реконструкцию полигонов твердых бытовых отходов. Заявку органы местной власти (муниципальных образований) подают ежегодно до 1 июня.
Читайте также:
Список литературы по экономической географии
Оформление списка литературы по ГОСТ