Организационная и экономическая характеристика предприятия АО Экспресс Приморья
Содержание
1. Экономическая характеристика АО "Экспресс Приморья"
2. Экономические показатели деятельности АО "Экспресс Приморья"
1. Экономическая характеристика АО "Экспресс Приморья"
АО «Экспресс Приморья» является составной частью пассажирского комплекса АО «РЖД». Работа Общества направлена на полное удовлетворение спроса и повышение качества обслуживания населения, на устойчивое развитие пассажирских перевозок и повышению их эффективности.
АО «Экспресс Приморья» осуществляет свою деятельность в пределах Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области Дальневосточной железной дороги и Амурской области Забайкальской железной дороги. Общая протяженность железнодорожных участков обслуживания Компании в 2017 году составила 1 852 км. Офис компании АО «Экспресс Приморья» находится в г. Владивостоке Приморского края.
Основное направление деятельности компании – перевозка пассажиров электропоездами, курсирующими в пригородном сообщении в границах Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области. В рамках данного направления предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- организация работы билетных касс, пригородных павильонов по оформлению и реализации проездных документов на электропоезда пригородного сообщения и на скорые пригородные электропоезда с вагонами повышенной комфортности по маршруту Владивосток – Кневичи;
- обслуживание пассажиров в пригородных электропоездах и скорых пригородных электропоездах с вагонами повышенной комфортности;
- прочая коммерческая деятельность (ПВД) (осуществление агентской деятельности по продаже билетов, продажа расписания, перевозка организованных групп туристов, прицепка вагонов в состав пригородных поездов т.д.).
В 2017 году, объявленном в АО «РЖД» «Годом пассажира» АО «Экспресс Приморья» в полном объеме реализованы мероприятия, направленные на улучшение качества обслуживания пассажиров и повышение клиентоориентированности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед компанией в ближайшей перспективе является совершенствование системы корпоративного управления. Построение эффективной системы корпоративного управления это основа для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений и необходимое условие устойчивого роста.
Долгосрочные задачи корпоративного управления Компании нацелены на поэтапное развитие системы корпоративного управления, соответствующие требованиям нового Кодекса корпоративного управления.
Перспективными задачами Общества на последующие три – пять лет являются:
- обновление подвижного состава;
- создание условий привлекательности, комфортности и доступности железнодорожных перевозок в пригородном сообщении в совокупности с высоким уровнем имиджа Общества.
Специалисты Общества активно взаимодействуют со структурными подразделениями АО «РЖД», субъектами РФ по запросам различных Департаментов АО «РЖД». Участвуют в совещаниях, сетевых школах и семинарах по пригородным перевозкам, проводимых АО «РЖД».
В 2017 году компания продолжит работу над повышением качества обслуживания пассажиров, заключающуюся в увеличении количества билетных касс, предоставляющих услугу безналичной оплаты за проезд с помощью банковской карты, внедрении системы продажи билетов через мобильное приложение «Пригород», разработанное для операционных систем IOS и Android, реализации проекта мультимодальных перевозок. Продолжится проведение на регулярной основе акций и коммуникативные мероприятия для пассажиров.
Также в 2018 году Компания продолжит активную работу по обеспечению полной компенсации выпадающих доходов перевозчика, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов.
Правительством Российской Федерации приняты меры по долгосрочной поддержке деятельности пригородного пассажирского комплекса:
До 2030 года на 1% уровне зафиксировано предоставление льгот на использование инфраструктуры железнодорожного транспорта - постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2016 г. № 70.
Обнуление НДС также продлено до 2030 года - ФЗ № 401 от 30.11.2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На 2018 год ОАО «РЖД» принято решение об индексации тарифов на аренду подвижного состава с экипажем в размере 3,9%, что ниже инфляционного индекса Минэкономразвития.
Договоры на организацию транспортного обслуживания населения подписаны со всеми субъектами на полигоне обслуживания. Срок действия договоров на территории Приморского и Хабаровского краев – 1 год. По Амурской области и ЕАО срок действия договоров – 4 месяцев и 8 месяцев соответственно (в связи с дефицитом средств в бюджете области на полную компенсацию выпадающих доходов населения). Базовая маршрутная сеть сохранена на уровне 2016 года. Всеми субъектами на полигоне обслуживания установлены экономически обоснованные уровни тарифов.
Потребность в финансировании убытков от государственного регулирования тарифов на 31.03.2017 года составляет 580 млн. руб. Региональными бюджетами на 31.03.2017 года предусмотрено 484 млн. руб. Дефицит финансирования – 96 млн. руб.
Компания продолжит работу по увеличению размера финансовых средств на субсидирование пригородных пассажирских перевозок, предусмотренных бюджетами субъектов РФ на полигоне обслуживания с целью обеспечения безубыточной деятельности.
Кроме этого, с 2018 года, в связи с истечением сроков эксплуатации, начинается процесс выбытия подвижного состава. В первую очередь данный процесс затронет полигон Приморского края (МВПС) и Амурской области (цельнометалические вагоны). В 2018 году Компания продолжит работу с субъектами РФ на полигоне обслуживания о выработке наиболее приемлемого механизма обновления парка ПС.
Пригородные пассажирские перевозки осуществляются в границах дорог (по состоянию на 31.12.2017 г):
- Дальневосточной железной дороги – полигоны Приморского, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области;
- Забайкальской железной дороги – полигон Амурской области.
Наибольший коэффициент транспортной обеспеченности имеют южные районы Дальнего Востока (Приморский край и южные районы Хабаровского края), занимающие менее 10% от всей территории региона. На эти же субъекты Федерации приходится больший объем перевозок.
В общей структуре пассажирских перевозок 80% перевозок приходится на Приморский край (рис 5). Это связано с большим пассажиропотоком Владивостокской агломерации.
Приморский край включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территории которых располагаются 29 городских поселений и 116 сельских поселений. Главными экономическими центрами Приморского края являются г. Владивосток (606,7 тыс. чел.), г. Уссурийск (168,6 тыс. чел.), г. Находка (153,6 тыс. чел.), г. Артём (105,3 тыс. чел.).
Рисунок 1 - Структура объема отправленных пассажиров по субъектам Российской Федерации, %
Транспорт играет важнейшую роль в экономике Приморского края. Доля транспортного комплекса Приморья в валовой добавленной стоимости региона составляет около 20%, что существенно выше долей всех остальных отраслей экономики. Аналогичный показатель для Дальневосточного федерального округа составляет 12,9%, для России в целом 8,7%.
Общая протяжённость железных дорог края составляет 1 557 км, из которых 970 км. электрифицировано. На долю Приморского края приходится 21,2% общей протяжённости железнодорожных путей Дальнего Востока России. Основными магистралями Приморского края является крайний восточный участок Транссибирской железной дороги протянувшейся от Москвы до Владивостока. От станции Угольная идёт железнодорожная ветка до Находки.
Хорошо развита в Приморском крае и автодорожная сеть, протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 15 386 км. Благодаря близости к Японии и Республике Корея, откуда импортируются относительно дешевые подержанные машины, край занимает первое место в России по обеспеченности автомобилями. Этот показатель составляет 437 машин на 1000 человек (2017).
Региональные и международные авиаперевозки осуществляются из аэропорта «Кневичи», расположенного недалеко от Владивостока. Местные авиалинии представлены самолетами DHC-6 TwinOtter 400, DHC 8-Q200, DHC 8-Q300, DHC 8-Q402 осуществляющие рейсы в Тернейском районе, а также по маршруту Владивосток-Дальнегорск, Владивосток-Терней, Владивосток-Кавалерово, Владивосток-Дальнереченск.
В состав Хабаровского края входят 17 муниципальных районов, 2 городских округа, 29 городских поселений, 188 сельских поселений. Главными экономическими центрами Хабаровского края являются г. Хабаровск (611,2 тыс. чел.), г. Комсомольск-на-Амуре (251,3 тыс. чел.), г. Амурск (40,6 тыс. чел.), г. Советская-Гавань (25,1 тыс. чел.).
Доля транспортного комплекса Хабаровского края в валовой добавленной стоимости региона составляет около 24%, что существенно выше долей всех остальных отраслей экономики.
Протяженность сети железных дорог — 2126 км. Основу её составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Железнодорожный транспорт Хабаровского края обеспечивает около 60 процентов грузооборота железнодорожного транспорта ДФО, 31 процент - грузооборота всего транспортного комплекса ДФО, 59 процентов - грузооборота всех видов транспорта Хабаровского края. Сеть автомобильных дорог сосредоточена в основном на юге Хабаровского края. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 9 758 км. В настоящее время в Хабаровском крае действует 58 пригородных межмуниципальных маршрутов и 34 междугородных межмуниципальных маршрута. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных судоходных путей составляет 1830 км. Речной порт в Хабаровске — крупнейший на Амуре. Другие крупные речные порты — Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Обслуживание пассажиров в пригородном сообщении осуществляется по 8 маршрутам общей протяжённостью 136 км.
Крупнейший аэропорт в регионе — Хабаровский, с которого осуществляются регулярные рейсы до Москвы, Владивостока, Южно-Сахалинска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Охотска и других населённых пунктов страны и края, а также регулярные авиарейсы в крупные международные хабы. Имеются также действующие аэропорты в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Охотске, в Советской Гавани. Местное воздушное сообщение обеспечивают краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания «Восток».
Еврейская автономная область включает в себя: 1 городской округ, 5 муниципальных районов, 10 городских поселений, 17 сельских поселений.
Административный центр – город Биробиджан, с численностью населения 74,6 тыс. человек.
Крупные населённые пункты Еврейской автономной области:
- Город Облучье – 8,8 тыс. жителей;
- Поселок Николаевка – 6,9 тыс. жителей;
Существующая в области транспортная сеть сформирована на основе железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта. В области действуют 28 железнодорожных станций и 12 железнодорожных вокзалов. Протяженность и плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 512 км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 2 451 км. В общей сложности на территории области эксплуатируется 107 регулярных автобусных маршрутов, в том числе: 19 межмуниципальных, 7 межсубъектных, 28 муниципальных, 40 муниципальных городского сообщения и 13 сезонных (дачных).
Протяженность внутренних судоходных путей общего пользования - 685 км. Обслуживание пассажиров в пригородном сообщении не осуществляется.
В состав Амурской области входят 9 городов, 7 городов областного подчинения, 21 посёлок городского типа, 608 сельских населённых пункта, из них 6 без населения. Наиболее крупными городами Амурской области являются г. Благовещенск (224,3 тыс. чел.), г. Белогорск (66,8 тыс. чел.), г. Свободный (54,5 тыс. чел.), г. Тында (33,5 тыс. чел.). Транспортные коммуникации объединяют все территории области и связывают ее с другими регионами. О месте и значении транспортной системы в экономике области свидетельствует также его значительный удельный вес в структуре валового регионального продукта - 21,6%.
Ведущее место в транспортной системе области занимает железнодорожный транспорт. Через территорию области проходит Транссибирская магистраль и Байкало-Амурская магистраль. Эксплуатационная длина железных дорог на территории области составляет 2 920 км. Железнодорожный транспорт играет ведущую роль в грузоперевозках, в перемещении пассажиров на дальние расстояния, на протяжении последних лет его доля остаётся стабильно высокой и в структуре грузооборота составляет 99,6%, в пассажирообороте – 76,1%.
Территория области охвачена железнодорожным транспортом протяженностью свыше 3 тысяч километров и соединяет 148 населенных пунктов области.
Протяженность автомобильных дорог Амурской области с твердым покрытием составляет 12 356 км. Перевозка пассажиров осуществляется по 302 маршрутам общего пользования, общей протяженностью 22291,3 километров. Автомобильный общественный транспорт занимает ведущее место в обеспечении транспортного обслуживания населения области, в структуре перевозки пассажиров доля автомобильного транспорта составляет 87%. На территории области перевозки пассажиров осуществляют 233 перевозчика, в том числе 205 индивидуальных предпринимателей и 28 юридических лиц. На регулярных маршрутах области работает 1037 автобусов. Перевозки пассажиров осуществляются на 46 пригородных маршрутах и 75 междугородних маршрутов. В северной части области (Сковородинский, Тындинский, Зейский, Магдагачинский районы) межмуниципальная маршрутная сеть развита слабо и не обеспечивает необходимые транспортные связи поселков. Наименее развита автобусная межмуниципальная маршрутная сеть в Сковородинском районе, где ее функции выполняет железнодорожный транспорт.
Протяжённость внутренних водных судоходных путей в Амурской области, по которым может осуществляться судоходство, составляет 2 231 километра. Обслуживанием пассажиров в пригородном водном сообщении не осуществляется.
На территории Амурской области находится 4 аэропорта и 6 посадочных площадок, которые обеспечивают аэропортовое обслуживание авиационных перевозок. Аэропорты местных воздушных линий - Зея, Тында и Экимчан. Посадочные площадки – Октябрьский, Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак и Февральск. Аэропорт Благовещенск имеет статус международного и обеспечивает область регулярным межрегиональным, внутриобластным и международным воздушным сообщением.
На данный момент на территории Приморского и Хабаровского краёв, Амурской области и Еврейской автономной области на железнодорожном транспорте пассажирские перевозки осуществляют АО «Экспресс Приморья» и ОАО «ФПК». На территории Приморского края в период с июля 2012 по март 2015 года также перевозки осуществлял ОАО «Аэроэкспресс» (Аэроэкспресс), связывая центр города с местным аэропортом.
Полигоном ОАО «ФПК» охватывается вся протяженность функционирующих железных дорог четырех субъектов РФ, за исключением некоторых ответвлений от основного хода Транссибирской железной дороги (Транссиба) к станциям, Поярково-Перевалка, Райчихинск, Турий Рог и некоторых других малодеятельных тупиковых линий общего и необщего пользования. Такая организация маршрутной сети ОАО «ФПК» приводит к дублированию всех маршрутов АО «Экспресс Приморья» (за исключением относительно коротких участков Первая Речка—Мыс Чуркин и Находка—Мыс Астафьева в городской зоне Владивостока и Находки соответственно).
2. Экономические показатели деятельности АО "Экспресс Приморья"
В таблице 1 представлены основные экономические показатели АО «Экспресс Приморья».
Таблица 1 - Основные экономические показатели АО «Экспресс Приморья»
Объем транспортной работы, тыс.ваг. км. |
12083 |
12251 |
12428 |
168 |
177 |
101,39 |
101,44 |
Пассажирооборот, млн.пасс.км |
317 |
301 |
290 |
-16 |
-11 |
94,95 |
96,35 |
Отправлено, тыс.чел. |
6593 |
6213 |
5911 |
-380 |
-302 |
94,24 |
95,14 |
Доходы (выручка) от основной деятельности, тыс.руб. |
656532 |
697313 |
701725 |
40781 |
4412 |
106,21 |
100,63 |
Расходы (себестоимость) по основной деятельности, тыс.руб. |
1093254 |
1157889 |
1189544 |
64635 |
31655 |
105,91 |
102,73 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
-502197 |
-526383 |
-555812 |
-24186 |
-29429 |
104,82 |
105,59 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
426 |
420 |
401 |
-6 |
-19 |
98,59 |
95,48 |
Среднегодовая стоимость средств, тыс.руб. |
19859 |
25548 |
31028 |
5689 |
5480 |
128,65 |
121,45 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
140556 |
214017 |
227632 |
73460,5 |
13615 |
152,26 |
106,36 |
Дебиторская задолженность, тыс.руб. |
169172 |
161686 |
178676 |
-7486 |
16990 |
95,57 |
110,51 |
Кредиторская задолженность тыс.руб. |
145600 |
180929 |
155584 |
35329 |
-25345 |
124,26 |
85,99 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
22500 |
710 |
5439 |
-21790 |
4729 |
3,16 |
766,06 |
Производительность труда, млн.пасс.км. / чел. |
0,743 |
0,717 |
0,723 |
-0,026 |
0,006 |
96,50 |
100,84 |
Фондоотдача, руб./руб. |
33,06 |
27,29 |
22,62 |
-5,77 |
-4,68 |
82,56 |
82,86 |
Оборачиваемость оборотных средств, оборотов |
4,67 |
3,26 |
3,08 |
-1,41 |
-0,18 |
69,75 |
94,61 |
Убыточность продаж, % |
-76,49 |
-75,49 |
-79,21 |
1,01 |
-3,72 |
- |
- |
По итогам работы АО «Экспресс Приморья» в 2015-2017 годах отмечается снижение числа отправленных пассажиров. За 2017 год отправлено 5911 тыс. пассажиров, что на 4,9% ниже, чем в 2016 году.
Объём вагонокилометровой работы в 2017 году согласно графика составил 12428 тыс. ваг.-км. или 101,44% от уровня 2016 года, в том числе:
- в границах Дальневосточной железной дороги 11945,1 тыс. ваг.-км. или 102% к уровню 2016 года;
- в границах Забайкальской железной дороги – 482,5 тыс. ваг.-км. или 96% к уровню 2015 года.
Пассажирооборот компании в 2016 году относительно 2015 года сократился на 5,05%, а в 2017 году относительно 2016 года еще на 3,65%. Основные причины снижения пассажиропотока:
- значительный рост стоимости проезда по сравнению со стоимостью услуг альтернативных перевозчиков, а также опережающий темп роста реальных доходов населения;
- монетизация льгот (принятием закона Хабаровского края от 30 сентября 2015 года № 119 и постановления Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2015 года № 441-пр о замене с 1 ноября 2015 года льготного проезда на всех видах транспорта для региональных льготников и с 1 января 2017 года для учащихся и студентов на ежемесячные денежные выплаты.);
- изменение технологии проведения летних путевых работ (многосуточные «окна» с отменой поездов, либо с изменением расписания и маршрута движения пригородных поездов);
- отток пассажиров на альтернативные виды транспорта;
- продолжающий рост автомобилизации населения.
Доходы от основного вида деятельности АО «Экспресс Приморья» на протяжении всего анализируемого периода имеют положительную динамику: (+1,39%) в 2016 году и (+1,44%) в 2017 году. При этом уровень расходов компании по отношению к выручке настолько велик, что величина убытка от продаж на протяжении всего анализируемого периода составляет более 500 млн.руб. Убыточность продаж на протяжении 2015 – 2017 гг., составляла почти 80%. За счет того что предприятие получает субсидии от Правительства РФ, величина чистой прибыли АО «Экспресс Приморья» находится в положительной зоне.
На протяжении анализируемого периода среднесписочная численность работников снижается, так в 2016 году относительно 2015 года среднесписочная численность работников АО «Экспресс Приморья» сократилась на 6 человек, а в 2017 году еще на 19 человек.
Производительность труда на пассажирских перевозках в натуральном выражении в 2016 году составила 0,717 млн. пасс-км/чел., что ниже уровня 2015 года на 3,5%. В 2017 году производительность труда составила 0,723 млн. пасс-км/чел., что выше уровня 2016 года на 0,84%.
Фондоотдача основных средств в АО «Экспресс Приморья» снижается на протяжении 2015-2017 гг., что в первую очередь вызвано превышением темпов роста среднегодовой стоимости основных средств над темпами роста доходов (выручки) от основной деятельности в компании.
Оборачиваемость оборотных средств так же сокращается, что соответственно вызвано превышением темпов роста среднегодовой стоимости оборотных средств над темпами роста доходов (выручки) от основной деятельности.
Прошедший 2017 год стал для АО «Экспресс Приморья» годом дальнейшего развития и совершенствования перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Взаимодействие с региональными органами власти на принципах партнерского сотрудничества (субсидирования) и работа менеджмента по повышению эффективности деятельности Компании позволило обеспечить безубыточную работу на всем полигоне обслуживания. Третий год подряд компания завершает с положительным финансовым результатом – чистая прибыль по итогам года составляет 5439 тыс. руб.