Нормативное регулирование функционирования Пенсионного Фонда РФ

 

Правовой основой функционирования Пенсионного фонда РФ как государственного внебюджетного фонда являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, их доходы и расходы, а также органы, осуществляющие контроль за их деятельностью.

Помимо этих законодательных актов, в настоящее время правовую основу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также негосударственных пенсионных фондов как основных субъектов пенсионной системы, составляют ряд федеральных законов.

Пенсионный Фонд Российской Федерации обладает особым правовым статусом, что обусловлено спецификой его структурной и функционально организации - в частности, его автономностью и наличием своего собственного источника доходов (страховых взносов). Так, например, А. А. Мадатов отмечает, что Пенсионный фонд Российской Федерации является «юридическим лицом публичного права» с особым статусом, предназначенным для осуществления строго определенных целей, а не просто «некоммерческой организацией». При этом в главе 4 ГК РФ отсутствуют указания относительно особо статуса подобного рода государственных учреждений. И хотя в части 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов, данное положение к специфике организации Пенсионного фонда Российской Федерации отнести нельзя.

Во-первых, государственные учреждения, образующие Пенсионный фонд Российской Федерации, не являются ни казенными, ни бюджетными, ни автономными, а потому не могу быть отнесены к ныне известным разновидностям государственных учреждений.

Во - вторых, Пенсионный фонд Российской Федерации обладает собственными источниками бюджетирования, что, соответственно, делает его бюджетный статус обособленным в отличие от иных государственных учреждений.

Таким образом, организационно-правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации представляется сложноустроенным еще и в силу своего рода «колизионности» организационно-правовой формы: с одной стороны, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), но, в то же время, в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», представлена как «государственное учреждение».

Следует также обратить внимание и на судебную практику с участием Пенсионного фонда Российской Федерации. Остается актуальной проблема привлечения Пенсионного фонда Российской Федерации к ответственности как субъекта нарушений бюджетного законодательства. Устранение данного пробела носит стратегический характер и необходимо на современном этапе, поскольку «эффективный контроль и надзор являются важнейшими составляю щ ими процесса укрепления доверия общества и государства, средством достижения благосостояния человека и стабильности публичной власти».

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует федеральный закон, который бы урегулировал проблемы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, основываясь на реальных аспектах реализации пенсионной системы, в связи с чем необходимо принятие такого закона, в котором бы были четко обозначены все функции и задачи, которые на данном этапе им осуществляются.

На протяжении всего периода реформ Пенсионный фонд находится в центре всех социально-экономических противоречий. Управление системой пенсионного обеспечения – сложная область правового регулирования, и в настоящее время имеется много проблем и противоречий по этому поводу. Доказательство тому – неопределенность правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, постоянное обсуждение необходимости перераспределения прав и обязанностей по сбору и выплате пенсионных средств между различными ведомствами.

 

Таким образом

- в современных условиях пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Слажено функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе;

- пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль - обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом;

- правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица также определяется гражданским законодательством Российской Федерации . Правовой статус Пенсионного фонда России состоит из следующих элементов: юридическое право, юридическая обязанность, законный интерес, правовой запрет, юрисдикция, полномочие, ответственность, правовые преимущества. Закрепление правового статуса Пенсионного фонда России на законодательном уровне поможет обеспечить законодательное регулирование отношений, связанных с деятельностью фонда. Одной из характерных черт правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации является формирование бюджета.

 

Похожие статьи:

- Пенсионный фонд РФ: задачи и структура

- Бюджет Пенсионного Фонда РФ

- Пенсионная система в разных странах

- Структура пенсионной системы РФ

 

 

Спасибо вам, что оставили заявку!