Кровная месть как противоправная форма выражения этнической культуры
СОДЕРЖАНИЕ
2 Обычай кровной мести и на Руси
3 Кавказский народ и кровная месть
На сегодняшний день простому человеку, особенно православному христианину, тяжело представить, что до сих пор в нашей стране, да и во всем мире совершаются преступлении основанные на кровной мести. При этом кровная месть, являясь одним из древнейших институтов обычного права многих народов, сохранилась и до наших дней.
Обычай кровной мести
Национальные элементы правосознания народов, установки этнопсихологии, другие религиозно - этнические аспекты долгое время не находились в поле зрения ученых-криминалистов и теоретиков уголовного права. Вместе с тем влияние обозначенных выше факторов столь велико, что в ряде южных республик РФ даже учреждались суды шариата, что, безусловно, свидетельствует о низком уровне правовой культуры и важной роли неправовых регулятивных механизмов, а также стабильном функционировании антигосударственных институтов. Также в связи с этим необходимо отметить понижающийся на этом фоне авторитет легитимной государственной власти и объективную необходимость жестких законных мер по противодействию любым тенденциям такого рода.
Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости. Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты – а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит. Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством. Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).
Обычай кровной мести и на Руси
Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье. Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции.
Как отмечают отечественные криминологи, в т.ч. и Д.И. Буторов, «число убийств по мотиву кровной мести не снижается, а в начале двадцатого века на территории Северного Кавказа около 80 % особо тяжких преступлений совершалось на почве кровомщения, в советское же время подобной статистики не велось, поскольку кровная месть, как и всякий другой пережиток старого общества, должна была, в соответствии с советской идеологией, прекратить свое существование».
Кавказский народ и кровная месть
В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.
Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.
В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.
Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.
Женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы. Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести». В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу. Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.
Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.
Месть в буквальном смысле слова – это «действие в оплату за причиненное зло, возмездие за чтонибудь».
Мотив кровной мести следует отличать от мотива простой мести по некоторым признакам. Во-первых, источником возникновения кровной мести является такая обида, которая по обычаям конкретного народа (местный адат – источник обычного права) карается исключительно актом возмездия в виде кровной мести. Обида может быть различной: неосторожное или умышленное лишение жизни, нанесение увечий, похищение девушки или лишение её чести, нанесение тяжкого оскорбления действием и др. Во-вторых, месть носит сугубо личный характер, направлена против конкретного лица, а кровная месть имеет большую сферу распространения. Круг лиц, подпадающих под действие мотива кровной мести, не ограничивается непосредственным обидчиком, но включает и других лиц, состоящих с ним в родстве, т.е. количество потенциально возможных потерпевших при данном мотиве больше. В-третьих, при убийстве из мести существенное значение имеет лишь мотив, а при убийстве из кровной мести такое значение имеет конечная цель и её достижение, а мотив уже охватывается составом преступления.
Среди русских имеются общности, группы, сохраняющие обычаи предков и родовые формы (липоване, кержаки, поморы и др.) Поэтому национальный признак как условие квалификации деяния применяться не должен, иначе это просто приводит к дискриминации. Кроме того, обычай кровной мести воспроизводится не только на этнической, но и на религиозной основе.
В литературе отмечается, что «попытки к примирению кровники предпринимают, как только узнают о трагедии, и так продолжается до тех пор, пока не будет получен положительный результат — месяцы, годы и даже десятилетия». Нередко примирение «происходит по решению представителей старших поколений, которые принимают его во избежание кровопролития, даже если некоторые члены семьи с ним не согласны». Кроме того, религия не одобряет кровную месть, поэтому примирение и прощение обидчика считаются богоугодным делом и могут осуществляться как с выплатой пострадавшей стороне компенсации, так и без нее. Примечательно, что «есть категория людей, которые никогда не простят кровь, хотя и не будут мстить: их цель — заставить объект мести жить в вечном страхе. Это тоже своего рода возмездие, так как до официального примирения люди считаются кровниками».
Кроме того, обычай кровной мести может проникать в отдельные этносы через религиозную основу. Субъект может воспринять учения каких-либо крайних представителей одной из религий и следовать обычаю кровной мести, поэтому нужно учитывать конфессиональный аспект при решении о наиболее точной квалификации деяния наравне с национальным моментом, в то же время ни в коей мере не должен приводить к объективному вменению.
Представляется, что по таким уголовным делам целесообразно проведение судебно-психологической экспертизы в отношении обвиняемого в убийстве по кровной мести, поскольку именно психолог обладает достаточными специальными познаниями и арсеналом необходимых средств для выявления особенностей мотивации обвиняемого, оценки роли каждого из мотивов в формировании противоправного поведения, а также степени группового воздействия на личность при принятии решения о совершении преступления и его реализации.
Также хотелось бы отметить роль женщин в данных преступлениях и непосредственно родственников. Именно женщины могут направить субъекта на совершение обычая, когда тот даже не особо осознает, почему он должен последовать данному обычаю. Возможно, здесь суду следует применять наиболее жесткие меры ответственности к таким подстрекателям и пособникам преступления.
Список использованных источников
- Алдатов, Е.М. Кровная месть обычном праве чеченцев / Е.М. Алдатов// Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1 С. 74-79.
- Буторов, Д.И. К вопросу о квалификации убийств, совершенных по мотиву кровной мести / Д.И. Буторов // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. № 2 (8). С. 48-52.
- Непомнящих, А.А. Особенности уголовной ответственности за убийство, совершенное по мотиву кровной мести / А.А. Непомнящих // NovaUm.Ru. 2017. № 5. С. 163-167.
- Романова, В.С. Понятие кровной мести и история возникновения, трансформация и современное закрепление обычая кровной мести / В.С. Романова// материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 111-114.