История возникновения и развития пенсионного страхования

Содержание:

История возникновения и развития пенсионного страхования

Пенсионное страхование и обеспечение во времена Петра 1

Пенсионное обеспечение и страхование в СССР

Пенсионное обеспечение и страхование после распада СССР

Структура пенсионной системы РФ

 

Пенсионное страхование на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места.

Страхование играет важную первостепенную социальную роль - обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом. Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни.

Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности.

Главная задача пенсионного страхования - сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков. Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

 

Пенсионное страхование и обеспечение во времена Петра 1

Развитие государственного пенсионного страхования и обеспечения на территории современной России в целом шло в соответствии с мировым опытом. В древнейшие времена пенсий удостаивались самые важные члены общества — воины, потому что они стояли на страже княжеских владений. Как указывают летописи, князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих особо преданных воинов в случае их ранения, а также по достижении старости. Конечно, пенсиями это не называлось, скорее это была милость правящей особы к своим подданным. Было положено начало социальным гарантиям для отставных воинов. Постепенно забота о раненых и престарелых воинах ставится на регулярную основу.

Начало регулярного пенсионного обеспечения в России было положено Петром Великим, который впервые учредил пенсии по старости морским офицерам согласно «Уставу Морского Русского Военного Флота» (Морскому уставу) 1720 года. Таким образом, Морской устав 1720 г. стал первым российским пенсионным законом, заложившим законодательные основы пенсионных выплат в России, а первыми российскими пенсионерами стали офицеры флота. Порядок и размер пенсионного пособия устанавливался в соответствии с офицерским чином. При Петре I вошло в оборот и само слово «пенсия» (от фр. pension — «платеж») [9].

В 1758 г. по указу Елизаветы Петровны пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Как и во многих странах, в России первыми пенсионное обеспечение получили военные — сначала морские, а затем и сухопутные офицеры.

Дальнейшее развитие пенсионная система России получила в результате масштабной реформы пенсионного законодательства при императоре Николае I. В 1827 г. был принят первый в истории России пенсионный устав, который назывался «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Именно тогда в составе Министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд, главной функцией которого стала выплата пенсий и пособий. Можно сказать, что после этого в России сложилась полноценная пенсионная система.

По Уставу 1827 г. право на пенсию получал каждый чиновник, «беспорочно прослуживший определенное число лет», а после смерти чиновника — его семья. Также кроме офицеров право на пенсию получили простые военные, прослужившие 25 лет. Все гражданские чиновники, прослужившие не менее 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, а при выслуге 35 лет — 100% оклада.

При определении размера пенсии учитывались разряд чиновника согласно «Табели о рангах», место, занимаемое им в ведомстве, стаж работы. Размер пенсионных выплат для чиновников двух высших классов устанавливался по высочайшему благоусмотрению (лично самодержцем).

Главным основанием для выплаты пенсии являлась «беспорочная», т.е. безукоризненная служба. Пенсионного возраста, или возрастного ценза, как такового не было, необходима была только выслуга лет. Человеку, «удаленному от должности» за проступок, стаж начинали считать заново, если он мог снова куда-то устроиться служить.

Читайте также: Проблемы Пенсионного Фонда РФ

В последующие годы «Устав...» был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX в.

Таким образом, к середине XIX в. пенсионное обеспечение распространялось в основном на государственных служащих и военных, т.е. незначительную часть населения. Пенсия стала признаваться как право человека, посвятившего свою жизнь службе государству.

 

Пенсионное обеспечение и страхование в СССР

После социалистической революции 1917 г. руководством страны во главу угла были поставлены вопросы социальной политики. В российском пенсионном обеспечении стали происходить радикальные преобразования. Со сменой политического режима в России в области пенсионного обеспечения был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми, а не признаком исключительности и привилегированности. Постепенно (в целом на это ушло почти 50 лет) эти идеи удалось воплотить в жизнь, что сделало сложившуюся пенсионную систему важнейшим достижением советской эпохи.

В 1932 г. закон установил самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор и вплоть до недавнего времени пенсионный возраст в России ни разу не менялся и оставался одним из самых низких в мире. На втором этапе (1956-1991 гг.) пенсионная система в Советском Союзе окончательно сформировалась, началось ее процветание.

 

Пенсионное обеспечение и страхование после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий. Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

В пенсионной системе России на протяжении нескольких последних лет, происходит ряд событий и изменений, которые касаются всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей. Пенсионная система — сложный социальный механизм, становление и развитие которого в каждой стране зависит от культурных, исторических, экономических и многих иных факторов.

Из-за недостаточного пенсионного обеспечения для здоровой жизнедеятельности граждан, пенсионный фонд России в 2002 году проводит реформу пенсионного обеспечения по оптимизации поступающих средств и увеличению пенсионного обеспечения. В связи с данной реформой происходит выделение страховой и накопительной части пенсии. В перспективе развития пенсионного обеспечения наблюдается тенденция увлечения доли накопительной пенсии.

Одно из наиболее значительных изменений реформы 2002 года — появление накопительной части пенсии. То есть появляется возможность произведения отчислений страховых взносов не только на страховую, но и накопительную часть пенсионного обеспечения. Таким образом, система пенсионного обеспечения из распределительной была преобразована в распорядительно-накопительную систему.

 

Структура пенсионной системы РФ

Структура пенсионной системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Пенсионная система РФ

Рисунок 1 – Пенсионная система РФ

 

Направление по внедрению и развитию института накопительной пенсии является особенно перспективными в связи с актуальными вопросами о достаточности и справедливости пенсионного обеспечения. Данный институт уже широко известен в Европе, в частности, применяется в Великобритании.

Накопительная пенсия представляет собой вид средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов, а также результата от их инвестирования. В соответствии с нормами пенсионного обеспечения гражданин имеет право проводить распределение уплачиваемых страховых взносов в размере 6% на накопительную пенсию и 16% на страховую.

Выделение накопительного пенсионного обеспечения имеет ряд преимуществ. Во-первых, гражданин имеет право распоряжаться и инвестировать накопительную пенсию либо в управляющую компанию ПФР, либо в негосударственный пенсионный фонд под более выгодный процент. Следовательно, возможно извлечение дополнительной прибыли. Во-вторых, отчисления, производимые на накопительную пенсию, не подлежат изъятию в пользу выплаты пенсионного обеспечения настоящим пенсионерам, как в случае с отчислениями на страховую часть пенсии, следовательно, обеспечивается стабильность и сохранность таких накоплений. В-третьих, накопительная пенсия подлежит наследованию в случае, если гражданин ни разу не получал выплаты из накопительной части.

Однако, из-за нехватки средств для выплаты пенсионного обеспечения, настоящим пенсионерам с 2014 года была заморожена возможность отчисления средств на накопительную пенсию. В связи с этим все страховые отчисления в ПФР происходят на страховую часть пенсии. Данное ограничение вызвано сложной демографической ситуацией (уменьшение работающего населения и увеличение количества пенсионеров). Более того, количество граждан, воспользовавшихся правом отчисления части страховых взносов на накопительную пенсию, неуклонно растет, что также ведет к сокращению средств в бюджете ПФР для выплаты пенсионного обеспечения действующим пенсионерам. Но не стоит забывать, что данная мера носит временный характер. Выделение накопительной пенсии является следствием структурного изменения системы пенсионного обеспечения. Государство стремится к обеспечению независимости формирования бюджета ПФР от государственного финансирования и, следовательно, обеспечению стабильного функционирования пенсионной системы в целом. Подобное преобразование стало возможным благодаря реализации новой концепции, в результате которой основная часть пенсии гражданина будет формироваться за счет отчислений на накопительную пенсию. Иными словами, на размер пенсии будет влиять не стаж или размер заработной платы, а количество производимых человеком взносов. Лицо будет персонально нести ответственность за размер своей будущей пенсии — чем больше отчислит и накопит в молодости, тем больше получит в старости. Таким образом, пенсионное обеспечение населения становится менее зависимым от демографической ситуации и других кризисных ситуаций в обществе.

Читайте также: Пути совершенствования пенсионного страхования в РФ

Повышение пенсионного возраста, а также другие изменения в Законодательстве РФ затрагивает большую часть населения. Однако существует ряд категорий, для которых прежние правила останутся действительными, невзирая на нововведения в системе.

 

Похожие статьи:

- Пенсионный фонд РФ: задачи и структура

- Бюджет Пенсионного Фонда РФ

- Пенсионная система в разных странах

- Структура пенсионной системы РФ

 

Спасибо вам, что оставили заявку!