Факторы, влияющие на уровень показателей рентабельности торгового предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
1. Зачем необходимо повышать рентабельность?
2. Внутренние и внешние факторы рентабельности
3. Факторы, оказывающие прямое влияние на отдельные показатели рентабельности торговой организации
4. Факторы рентабельности торговых предприятий
Зачем необходимо повышать рентабельность?
В условиях ориентации на рыночную обстановку, важность коэффициента рентабельности характеризуется интересом не только лишь сотрудников самой организации, но и интересами как страны, так и контрагентов, кредиторов, заемщиков, и непосредственно владельцев.
Подъем уровня рентабельности для сотрудников компании означает закрепление экономического положения, а следовательно, увеличение средств, нацеленных на материальное стимулирование их трудовой деятельности. Для владельцев и менеджеров управляющего аппарата - это информация о результатах используемой ими стратегии деятельности и о необходимости ее исправления.
Изменение рентабельности предприятия подвержено влиянию различных факторов, в литературе существуют множество подходов к классификации факторов, прямо или косвенно, влияющих на изменение основных показателей рентабельности предприятия. Можно выделить следующие группы факторов, влияющие на рентабельность предприятий:
Внутренние и внешние факторы рентабельности
1. Внутренние факторы
- материально-технические факторы (проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы предприятия);
- организационно - управленческие факторы (разработка стратегии и тактики деятельности и развития предприятия, информационное обеспечение процесса принятия решения);
- финансовые факторы (финансовое планирование деятельности предприятия, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, налоговое планирование);
- кадровые факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников);
2. Внешние факторы
- рыночные факторы (повышение конкурентоспособности в предоставлении услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров);
- административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность, организации, государственное регулирование тарифов и цен);
- внешнеэкономические факторы (изменение тарифов и цен на продукцию и услуги в результате инфляции).
К группе внешних объективных факторов, влияющих на прибыль и рентабельность, можно отнести:
- транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль - у других;
- изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на товары и тарифов на услуги, перевозки, ставок заработной платы, отчислений от нее и т.п.;
- нарушения поставщиками, финансовыми и другими органами хозяйственной дисциплины.
Факторы, оказывающие прямое влияние на отдельные показатели рентабельности торговой организации
На рисунке 1 представлены факторы, оказывающие прямое влияние на показатели рентабельности торговой организации.
Среди внутренних субъективных факторов на величину прибыли и рентабельности влияют следующие факторы:
- оборот (выручка от реализации товаров) и его структура;
- уровень валового дохода, который формирует сумму реализованной торговой надбавки;
- сумма и уровень издержек обращения по реализации товаров;
- операционные и внереализационные доходы и расходы.
Факторы рентабельности торговых предприятий
В торговых организациях косвенными факторами, влияющими на конечный результат деятельности предприятия, а так же на показатели его рентабельности, являются такие факторы как: оборачиваемость товарных запасов, уровень кредиторской и дебиторской задолженности, организация системы бухгалтерского и налогового учета и т.п.
Если рассматривать рентабельность как относительный показатель отношения прибыли к имуществу, товарообороту, себестоимости, персоналу, то можно сформировать мнение, о том, что на уровень рентабельности влияет изменение как показателей прибыли, так и показателей товарооборота, имущества, себестоимости, затрат на персонал и т.п.
Так, на каждый показатель рентабельности деятельности торговой организации, первостепенное влияние оказывает фактор величины прибыли. На величину прибыли предприятия в конечном итоге оказывают влияния различные факторы, связанные с деятельностью организации.
Высокий уровень рентабельности торговой организации дает ей возможность проводить долгосрочное перспективное планирование своей деятельности, при этом в условиях высокого уровня основных показателей рентабельности у предприятий формируется дополнительная величина финансовых ресурсов, которые они могут направить на развитие своего бизнеса, расширение торговых площадей, расширение ассортимента реализуемой продукции, покупке дополнительного торгового оборудования.
На основании выше представленного материала, можно сделать следующие основные выводы:
- рентабельность является ключевым показателем, оценки эффективности деятельности коммерческих предприятий, который в отличии от показателей прибыли, дает заинтересованным лицам понять уровень доходности организации и ее отдельных направлений деятельности;
- показатели рентабельности имеют тесную взаимосвязь с финансовым состоянием экономического субъекта и входят в состав показателей, служащих оценки деловой активности организации;
- для оценки общего уровня рентабельности коммерческой организации рассчитываются показатели рентабельности продаж, основной деятельности, имущества, основных и оборотных активов, собственного и заемного капитала, персонала организации;
- эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит от грамотного планирования и реализации мероприятий по увеличению прибыли. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на ее рост и манипулировать переменными, от которых она зависит. Совокупность обозначенных действий в итоге обеспечит не только рост прибыли, но и рентабельное функционирование российских предприятий, а также рост российской экономики в целом.